Уже подготовлен пакет документов, где подробно расписано, сколько процентов федеральной субвенции может потерять врач в случае некачественной работы. По словам руководителей больницы, это решение принято не случайно.
Непростая ситуация
Как известно, с 2006 года медицинские работники первичного звена — участковые терапевты, педиатры и участковые медсестры — получают субвенцию из средств федерального бюджета. Это существенная прибавка к основной зарплате данной категории медицинских работников. Для врача она вместе с северными начислениями ежемесячно составляет 22 тысячи рублей, для медицинских сестер — 11 тысяч рублей.
— Ежегодно с каждым работником, имеющим право на получение субвенции, администрация больницы заключает договор, — рассказывает Людмила Степина, главный врач МУЗ «Кировская ЦГБ». — В нем оговариваются те условия, за выполнение которых выплачивают субвенцию.
Если коротко обозначить задачи, стоящие перед докторами первичного звена, это прежде всего проведение диспансеризации и профилактики заболеваний, направленных на улучшение здоровья горожан. Государство озабочено демографической ситуацией в стране, когда на протяжении многих лет смертность населения опережает рождаемость.
Конечно, ситуация с получением субвенции неоднозначна и несправедлива по отношению к остальным медицинским сотрудникам. В частности, нередки случаи, когда терапевт пролечил элементарную ОРВИ у больного и направляет его в дальнейшем к «узким» специалистам: эндокринологу, пульмонологу, ревматологу… И получается, что основной объем работы ложится на плечи именно «узкого» специалиста, который субвенцию не получает. Это повсеместная проблема, касающаяся каждой поликлиники любого города страны.
Более того, есть обращения жителей Кировска, которые жалуются даже не на неверно поставленный терапевтом диагноз, а на элементарную грубость со стороны медперсонала участкового звена. Я считаю, что это недопустимо. Ведь когда человек заболел и пришел в поликлинику, он уже получил стресс. И врач, безусловно, обязан проявить максимум внимания к своему пациенту, не забывать о правилах медицинской этики.
Бывает, обратился больной с другого участка — доктор его, конечно, примет, но не всегда обстоятельно и досконально. Заболевшему человеку все равно, к какому участку он относится, ему обязаны предоставить квалифицированную медицинскую помощь, назначить правильное обследование и лечение. Увы, известны случаи, когда с пациентом как будто в пинг-понг играют, заставляя нездорового человека ходить из кабинета в кабинет. Этого просто не должно быть!
Рычаг воздействия
Наверное, слова главного врача больницы смогут подтвердить десятки кировчан, столкнувшихся с равнодушием и некорректностью медиков. И это действительно проблема системы медицинского обслуживания в масштабах страны. В нашей области первыми попытались поменять ситуацию в Североморске.
— Они разработали шкалу, по которой могут снять на месяц определенный процент субвенции либо отменить ее выплату полностью, — говорит Людмила Анатольевна. — Это в какой-то мере рычаг воздействия на медицинских работников первичного звена. Есть уже и положительный судебный опыт в этом направлении. Естественно, рассматривать каждый случай будет специальная комиссия, которая определит, в частности, насколько обоснована жалоба пациента. Претензии граждан в письменном виде примет любой руководитель поликлиники или стационара.
Надо сказать, у нас никогда не оставляли без внимания любые жалобы, но меры воздействия были в основном административного характера. Теперь же появилась более существенная система, когда медицинский работник подумает, прежде чем срывать свое настроение на больном. Справедливости ради надо отметить, что некоторые пациенты могут сами спровоцировать конфликтную ситуацию. Но сегодня принято считать, что грубость, а порой просто откровенное хамство пациента — это плюрализм и демократия, а повышенный тон доктора или любого другого должностного лица — это хамство, грубость и непрофессионализм!
Сегодня во взрослой поликлинике Кировска работают 14 участковых врачей-терапевтов и столько же участковых медицинских сестер. В детской поликлинике — семь участковых врачей-педиатров и восемь участковых медицинских сестер.
— Служба полностью укомплектована, но напомню, что не это было первоочередной целью при назначении субвенций. Врач на приеме должен увидеть человека, объяснить ему, зачем нужно делать, к примеру, каждый год флюорограмму, электрокардиограмму или следить за своим давлением. Ведь таким несложным способом можно выявить заболевание на ранней стадии и успешно его лечить. Пока же получается порочный круг — люди не идут к врачам, потому что те к ним невнимательны и плохо их обследуют, врачи же часто уже не могут помочь больному, потому что пациент обращается с запущенной болезнью.
— Вы не предполагаете какой-то обратной реакции со стороны медицинских работников?
— Это вынужденная мера, которая, возможно, заставит терапевта задуматься и пересмотреть отношение к своим обязанностям и к людям, приходящим к нему на прием. Думаю, что у медицинских работников и пациентов должны сложиться отношения, основанные на взаимном уважении и доверии.
Еще к Апатитским медикам применили бы такую меру!!! Некоторые совсем оборзели! А в больницу городскую, Боже Упаси, попасть! Там и врачей-то осталось квалифицированных на одной руке сосчить хватит!!!
КОГДА УБЕРЕТЕ ОНКОЛОГА ДАДЫКИНУ? СКОЛЬКО ЕЩЕ НАДО УГРОБИТЬ ЛЮДЕЙ? НЕТ ВРАЧА И ЭТО ТОЖЕ НЕ ВРАЧ! ЭТО Я ГОВОРЮ КАК МЕД.РАБОТНИК. ПОЗОР! еСЛИ НЕ ПРИМУТ МЕРЫ БУДУ ПИСАТЬ ДАЛЬШЕ ВПЛОТЬ ДО СУДА.