Ничего не портить и дать заработать местным

Мурманская область. Что такое «эко-туризм» и как понимают этот термин те, от кого многое зависит?

Недавно мы рассказали о работе ученых-экономистов, посвященной исследованию туризма, в которой самым перспективным направлением на Кольском полуострове уверенно признан природно-ориентированный экотуризм — в национальные и природные парки, заповедники и особо охраняемые природные территории (ООПТ). Работа была написала в прошлом году, а уже нынешний объявлен в регионе годом экологически ответственного туризма. Нам стало интересно: какой смысл вкладывают в эти слова близкие к природе и туризму люди? Поэтому задали им вопросы: что такое экологический туризм? Чем он отличается от любого другого? Что было бы интересно и полезно предпринять, чтобы максимально удовлетворить потребности как приезжих, так и местных жителей?

Максим Бугаев, заместитель председателя Комитета по туризму Мурманской области:

— В проекте Федерального закона «О туризме и туристической деятельности в Российской Федерации» выделены приоритетные виды туризма, включая экологический. Особенности осуществления экологического туризма на особо охраняемых природных территориях устанавливается Федеральным законом № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В 2021 году состоялось несколько важных мероприятий в сфере экологического туризма, например, первый выпуск слушателей «Школы гидов природного туризма». Эта учебная программа по повышению квалификации гидов-проводников и экскурсоводов на природных территориях Мурманской области включала двухнедельные курсы на территории национального парка «Хибины». 13 сентября было принято постановление Правительства Мурманской области «О создании природного парка «Териберка».

2022 позиционируется как год экологического туризма в Мурманской области. Стратегической целью по этому направлению является перепрошивка регионального туристического бренда «Мурманская область – регион экологически ответственного туризма», тактическая цель –формирование в регионе сети доступных широкой аудитории маршрутов, соответствующих принципам экологического туризма. Реализация этих целей требует, помимо развития соответствующей инфраструктуры, повышения квалификации гидов. Комитет по туризму Мурманской области планирует проведение в течение 2022 года не менее шести экспертных площадок по тематике экологического туризма в муниципалитетах области, чтобы выработать качественный турпродукт и разработать новые турмаршруты. 

Елена Миненко, природный гид и турблогер:

— Чтобы понять, что такое экологический туризм, нужно вспомнить, что такое экология. А это наука о взаимодействии человека со средой его обитания, которой изначально была природа. То есть экотуризм — такой вид путешествий, при котором человек непосредственно взаимодействует с окружающей природой, приобщается к ней, изучает, наблюдает. Обычно об экотуризме говорят в контексте посещения различных ООПТ.
Другое дело — экологически ответственный туризм. Здесь не обязательно именно взаимодействие с природой, это может быть и посещение городов, музеев, но при этом с определенной осознанностью и ответственностью перед окружающей средой. Например, посещая другие города, можно не покупать лишних и ненужных сувениров, не пользоваться одноразовой посудой, экономить воду и свет в отеле, пользоваться сумками вместо пакетов и так далее. Это не какой-то особенный вид туризма, это просто экологически ответственный и осознанный образ жизни. Жизнь таких людей не отличается в зависимости от того, находятся ли они в путешествии или нет.
Если же мы говорим именно об экологическом туризме, направленном на взаимодействие с природой, то, по моему мнению, главная его составляющая — экопросвещение. То есть познание, понимание и изучение природы и ее процессов, пропаганда ответственного отношения к ней, стремление сохранять уникальность и первозданность природных комплексов. Грубо говоря, экотуризм действительно «эко», если после экскурсии по экотропе человек выйдет с осознанием, почему нельзя рвать растения и топтать лишайники. Он будет понимать их место в природе и ценить. И передаст это знание своим детям.
Сейчас в Мурманской области много возможностей для экотуризма, и все они бурно развиваются. Мне постоянно предлагают рекламу туров в Хибины, катания на лыжах, походов, экскурсий, поездок за северным сиянием, визитов в саамскую деревню, фотоохоты за китами, сплавов, плавания на яхтах… На мой взгляд, потребности туристов максимально удовлетворены, спрос очень высокий и предложений множество. Чьи интересы действительно страдают, так это местных, которые не всегда настолько же платежеспособны, как туристы, а также самой природы, что наиболее важно и весьма опасно.
Мне кажется, экопросвещения и экопропаганды сегодня почти нет. Нас не учат правильно отдыхать на природе, у нас не распространяют положения международных соглашений об ответственном туризме (например, заповеди Международной организации экотуризма или организации Leave no trace («Не оставляй следов»). Туроператоры не уделяют этому особого внимания, гиды про это не рассказывают и сами часто нарушают, загрязняют. Потому что, как правило, их цель — просто заработать денег здесь и сейчас, а цель туристов — получить новые впечатления и яркие фотографии. И те, и другие получают то, что хотят. А горы мусора в горах и тундре продолжают расти, лишайники вытаптываются, места обитания животных нарушаются.
Я вижу эту проблему не только в Мурманской области, это повсеместно — и в Крыму, и на Алтае, и на Байкале. Во-первых, нет знаний, во-вторых, ответственности. И у туристов, и у многих гидов.
Нужно, например, рассказывать о том, насколько вредны для природы влажные салфетки. Уверена, что многие бросают их в лесу и в горах, пребывая в абсолютной уверенности, что они разлагаются так же быстро, как бумага. Но это не так.
Для гармоничного экотуризма просто жизненно необходимо информирование — со стороны государства, со стороны комитета по туризму области, со стороны системы образования, туроператоров в целом и гидов в частности. Чтобы, например, правило «ходить только по тропам» было настолько же просто и понятно, как то, что нельзя переходить дорогу на красный свет.

 Евгений Боровичев, заместитель генерального директора КНЦ РАН по научной работе, кандидат биологических наук:

— Согласно проекту федерального закона «О туризме и туристической деятельности в Российской Федерации» экотуризм понимается очень упрощенно — посещение (изучение) природных комплексов и объектов с соблюдением требований охраны окружающей среды. Хотя во всем мире экотуризм — это устойчивый туризм, предполагающий обязательное сохранение экономических, социальных и экологических возможностей для осуществления туризма без их снижения, исчерпания или ограничения в процессе туристической деятельности, экономически эффективный, нацеленный на просвещение и образование. Поэтому, у нас в стране правильнее говорит о природно-познавательном туризме.
В этом году в Апатитах должна открыться выставка «Хибинариум», посвященная природе Хибин, выйдет книга «Хибины: природа и человек», пройдет ряд образовательных мероприятий. Все это стало возможными благодаря проекту «Феномены природы Арктики» программы приграничного сотрудничества Колартик. Запланирован выпуск путеводителя по парку Академгородка — уже довольно известному природно-познавательному маршруту. Также в планах проведение школы по обучению гидов природного туризма. В общем, год нас ждет с просветительской точки зрения очень насыщенный и интересный.

Виктор Петров, и.о.директора Кандалакшского заповедника:

— Пойду от обратного и попробую объяснить, что не является экологическим туризмом.
Во-первых, то, что туризм осуществляется «в природу», и при этом туристу что-то рассказывают о природных объектах, не делает туризм экологическим. Только усвоенная информация, которая стала составной частью знаний и основой для действий человека, позволяет говорить, что он участвовал в экологическом туре.
Во-вторых, сбор мусора или посадка деревьев участниками тура тоже не превращает его сразу же в экологический. Если, пока вы добирались до места вашего, вроде бы хорошего дела, везущий вас автомобиль сделал выбросов больше, чем будет собрано мусора, то туризм с такой акцией экологическим назвать точно нельзя.
И, в-третьих, если вас в туре сопровождает местный гид, то это тоже автоматически не превращает вашу поездку в экологически- и социально ответственную. Только такой тур, при котором в местных сообществах хоть в виде платы за товары и услуги, хоть в виде налогов остается достаточно средств для того, чтобы молодежь из этих сообществ не стремилась на заработки в другие места, позволяет говорить об экологичности организованного здесь туризма.
Получается, что экотуризм — удовольствие для обеспеченных туристов? Довольно часто — да. Поэтому очень хочется, чтобы в год экологического туризма было сделано как можно больше шагов для того, чтобы он стал доступным для всех. Это и развитие экологических троп и площадок, другой инфраструктуры для природно-познавательного туризма в пригородных зонах. И проведение экскурсий в городах и пригородах, когда специалисты помогают увидеть обычным людям живущую рядом с ними по своим законам природу. Создание и демонстрация на музейных площадках экспозиций из удаленных уникальных природных территорий или заповедных, массовое посещение которых невозможно без вреда для природы.
А еще очень хочется, чтобы в рамках года экологического туризма было предпринято как можно больше шагов по возрождению детского движения натуралистов — именно полученные в детском возрасте экологические знания становятся основой для правильных природоохранных действий в возрасте взрослом, где бы человек ни работал. Экономическая польза от этого высока — человек, обретший в детстве культуру пребывания в природе, будет в дальнейшем в качестве отдыха искать экологические туры, в том числе и дорогие.

Анастасия Калашникова, эко-волонтер:

— Экологический туризм, по моему мнению, — когда соблюдаешь правила поведения в природной среде, как в музее: смотришь, трогаешь аккуратно, не шумишь. Поэтому алкоголь, сигареты, клубную музыку на природе лично я считаю недопустимыми.
Отличие экотуризма от обычного еще и в том, что ты увозишь с собой и, в идеале, сдаешь на переработку свой мусор, а заодно и чужой, если такой найдешь, хотя бы один пакет (например, заходя в лес за грибами, я беру с собой два пакета — один под грибы, другой под мусор). Это капля в море, но туристов-то много! Думаю, чтобы подстегнуть такой процесс, необходимо поставить и своевременно обслуживать мусоросборные контейнеры для вторсырья и в городах, и в парках, и по пути маршрутов, везде, где только возможно (опыт финнов тут очень пригодится). А прививать культуру бережного отношения к природе помогут лекции и брошюры.

Олег Суткайтис, директор представительства *** в Баренц-экорегионе:

— Экотуризм (природный туризм) — это путешествия и посещения сравнительно хорошо сохранившихся природных территорий, представленных во всем мире, как правило различными видами ООПТ. Он подразумевает определенные, достаточно жесткие правила поведения и отличается относительно слабым влиянием на природную среду, поэтому стал практически единственным видом использования природных ресурсов в пределах большинства охраняемых природных территорий.
Экотуризм предполагает, что местные жители продолжают жить на этой территории, вести прежний уклад жизни, заниматься традиционными видами хозяйствования. Это приносит определенный доход населению и способствует его социально-экономическому развитию.
У нас в области сейчас создаются специальные охраняемые территории, которые призваны развивать природный туризм — природные парки (региональный уровень — это Териберка, Рыбачий, парк «Кораблекк» в Печенгском районе) и национальные парки (федеральный уровень — Хибины). Проблема в том, что в большинстве ООПТ не налажены механизмы определения допустимых рекреационных нагрузок и мониторинга экологических последствий туризма. Отсутствует совсем или очень слабая инфраструктура, условия проживания не самые комфортные, слабо развита транспортная система, недостаточно организованных туристических маршрутов, оборудованных троп, наблюдательных вышек и прочих приспособлений. Отсутствует подробная информация о районах проведения туров и эколого-познавательных программ на наших охраняемых территориях. Мне кажется, именно на эти детали нужно делать упор в год экотуризма.

Наталья Королева, старший научный сотрудник Полярно-альпийского сада-института имени Аврорина, кандидат биологических наук:

— Познавательный природный туризм — это по сути любой туризм на природе, когда люди что-то узнают про родной край: осматривают минералы, цветочки, исторические артефакты… Если они при этом соберут мусор на стоянке или правильно его отсортируют и утилизируют, будут есть в местных кафе и ресторанчиках, жить где-то в локальной гостиничной сети или в частном секторе и ответственно напишут в соцсетях, что им понравилось, а что надо изменить, пообщаются на эти темы на каком-то местном форуме, то, очевидно, для их похода будут соблюдены признаки ответственного экологического туризма.
Для администраций, наверное, было бы целесообразно поддержать энтузиастов, развивающих познавательный туризм, ученых, читающих горожанам лекции, активнее освещать программы музеев.
Я думаю, абсолютно любой туризм имеют право развиваться на полуострове, но хотелось бы прозрачности — насколько стадо семги пострадало от лова «поймал-отпустил», например.
Мне, как ученому, было бы интересно увидеть адекватный анализ состояния туристической сферы в нашем регионе: какие будут развиваться виды туризма, как увеличить поток туристов летом, как климатические аномалии повлияют на наш туризм, какие еще риски есть или могут быть?
В общем, хотелось бы побольше ума, ответственности и поменьше вреда для природы и для людей.

Ольга Петрова, эксперт Кольского центра охраны дикой природы, сотрудник ИППЭС КНЦ РАН:

—  Экотуризм – модный термин. Однако чаще всего под ним понимают просто путешествие в природу, которое должно иметь минимальный ущерб. Так вот – это не экотуризм, это правильно организованный природный туризм. У экотуризма есть несколько определений, но наиболее полно его сущность отражает определение, данное в Квебекской декларации экотуризма в 2002 году. Экологический туризм – форма устойчивого туризма, предполагающий обязательное сохранение экономических, социальных и экологических возможностей для осуществления туризма без их снижения, исчерпания или ограничения в процессе туристической деятельности. Обязательные требования, которые предъявляются к экотуризму, — это согласованные и обязательные блага для местных сообществ, экологическое образования, сверхкомпенсация негативного воздействия туризма на природную и культурную среду.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ – любые виды туризма и рекреации в природе и близкой к ней среде, которые не наносят ущерба природным комплексам, нацелены на экологическое образование и просвещение, содействуют охране природы и улучшению благосостояния местного населения.

Отличает экотуризм от любого другого следующее. Туры предполагают знакомство с природой, местными обычаями и культурой посещаемых территорий; во время тура нужно стремиться минимизировать негативное воздействие на природные ландшафты (оно будет всегда!) и социокультурные сообщества посещаемых территорий; участники получают знания (не байки)!; экотуризм оказывает содействие охране природы и местной социокультурной среды – не только образованием, но и выполнением природоохранного законодательства: не нарушаются режимы ООПТ, к примеру, используются природосберегающие способы передвижения; поддерживаются природоохранные инициативы (если какой-то участок нуждается в ограниченной посещаемости, то не надо вести туда «тур по знакомству»). А также  то, о чем практически всегда забывают: экотуризм обеспечивает вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов, то есть деньги от экотура должны работать и на той территории, где этот тур проходит. Это могут быть налоги, занятость местных жителей и прочее.

Как и в любом деле, которое мы хотим делать долго, нам нужны:

— планирование на перспективу, а не на год-два. План должен сочетаться с другими активностями, а не быть сами по себе. Планирование подразумевает анализ туристического и экотуристического потенциалов территории. Долгосрочное планирование позволит развивать и инфраструктуру, и кадры, и вписывать туризм в общую канву развития территории;

— понимание, кто те люди, для которых мы работаем в сфере туризма? Это важно для того, чтобы учитывать спрос и понимать куда, как и с кем мы поведем людей;

— четкие правила игры для участников туриндустрии. Люди должны понимать свои возможности. Так, к примеру, отсутствие информации по национальному парку «Хибины» мешает туроператорам планировать свою активность. И, конечно же, нужны кадры.

Олег Лютцков, руководитель компании «Норд Стоун», организатор геологических, минералогических, экологических экскурсионных туров в Хибины:

— Экотуризм подразумевает несколько составляющих. Первое – не нанесение вреда месту посещения и минимальное воздействие на природные территории. Второе – ограниченные по размеру группы, которые идут в туры. Третье – обязательное сопровождение групп экскурсоводом, знающим, что такое экологический туризм, понимающим и использующим принципы экотуризма и обязательно доносящим информацию об уникальности и ранимости природных ресурсов. Ну и последнее, что отличает экологический туризм от любого другого – это активное вовлечение и польза не только природе, но и местном сообществам. Могу отметить, что за многие годы туризма в Хибинах проложены основные тропы, которые позволяют все-таки сохранять растительные сообщества. А вот то, что принят закон об аттестации гидов, должно сильно повлиять на «диких» – теперь тех, кто не аттестован в комитете по туризму, будут нещадно штрафовать.

Первым туристом на Кольском полуострове смело можно считать Василия Ивановича Немировича-Данченко, брата знаменитого театрального деятеля. Он совершил пятидневное путешествие по нашему краю еще в 1873 году — в одиночку, без карт и проводников. Июлем 1867 датированы первые известные фотографии Русской Лапландии — видов Колы, Кандалакши, озера Имандра, которые были сделаны во время экспедиции норвежского исследователя Йенса Андреаса Фрииса. А в июле 1887 года стартовала Кольская экспедиция, организованная финляндским обществом исследователей фауны и флоры с участием зоолога Юхана Пальмена и картографа Альфреда Петрелиуса, ботаников Освальда Чильмана и Виктора Бротериуса, врача Рейнхольда Энвальда.

Фото Елены Миненко и из архива «ДД»

Поделитесь:Share on VK
VK