Народным может быть не только артист. Это решили доказать наши коллеги — журналисты мурманского телеканала «ТВ-21». В начале февраля в их утренней передаче стартовал проект «Народный учитель». Одной из участниц неожиданно для себя стала Марина Чалбаева из школы №15.
«Коварные» детишки
1 марта Марине Владимировне позвонили с телевидения:
— Молодой человек представился, сказал, что я стала участницей конкурса — съемочная группа приедет через два дня. Для сюжета я должна подготовить открытый урок, внеклассное мероприятие и рассказ о своем хобби. Я так растерялась, что даже заикаться начала, на что молодой человек удивился: неужели у преподавателя русского языка и литературы есть проблемы с речью?
Звонок с телеканала был действительно неожиданным, ведь Марина Владимировна никогда не заявляла о желании участвовать в каком-либо конкурсе, она о таком попросту не слышала. После подробных расспросов журналист пояснил — кандидатов на звание «Народный учитель» выдвигать могут только ученики. Тогда Марине Владимировне стало все понятно.
— У меня такие дети в классе активные, и родители у них неугомонные! Только они и могли мне такой сюрприз-испытание придумать.
— Моя мама прочла в Интернете про этот конкурс и предложила послать заявку, — рассказывает семиклассница Юля Бакурская. — Мы посоветовались в классе и решились…
Школьники при помощи родителей заполнили анкету, написали несколько сочинений о своей классной руководительнице, собрали подписи в ее поддержку у всех учеников своего класса и отправили все это в Мурманск. Через три дня им пришло письмо с просьбой дать координаты Марины Владимировны.
— И ведь они же все это время молчали! Ни словом, ни взглядом не дали понять, что задумали. А как радовались, когда я им про звонок с телеканала рассказала…
Урок без учебника
По учебному плану на день приезда журналистов семиклассники должны были изучать тему «Союз как часть речи». Трудно представить, что эту часть речи можно изучать весело, а урок будет зрелищным (ведь его увидят и должны будут оценить жители всей области). Марине Владимировне, по словам детей, это удалось.
— По моему сценарию мы с ребятами попали на необитаемый остров, где ничего нет: ни доски, ни учебников, ни тетрадей с ручками. Есть только наши головы и возможность говорить и показывать.
В начале урока, как только включили камеру, дети «окаменели». Пришлось объяснять журналистам, что это реакция на камеру, на самом же деле они активные: и спеть могут, и станцевать. А когда мурманчане попросили показать все это, вызвала ученика, как говорится, «на слабо». Тут все и «проснулись» — девчонки запели, ученик в пляс пошел… А там и урок пошел так, как я запланировала.
Внешкольное мероприятие, посвященное 8 Марта, больше всего порадовало девчонок.
— Они столько о себе хорошего услышали, — рассказывает Марина Владимировна. — Я мальчишкам задание дала: в каждой девочке найти присущие только ей черты и поздравить с учетом ее индивидуальности. Девочки и песни в свою честь услышали, и стихи, и комплименты необычные.
Интересен человек
Увлечений у Марины Владимировны много.
— Я человек впечатлений, мне надо во всем дойти до сути, чтобы сложить свое собственное мнение. К примеру, чтобы рассуждать о писателе, мне недостаточно прочесть одну его книгу. Если кого-то начинаю читать, то покупаю все его книги, которые возможно. Вот недавно насчитала у себя 87 книг Донцовой! Начала их читать потому, что слишком много противоречивых мнений об авторе было.
А еще я рисую. Никто меня этому не учил, однажды поняла, что во мне столько эмоций и я могу их выразить с помощью рисунка.
Одно из последних увлечений Марины Чалбаевой — театр.
— Раньше у меня не было возможности часто ходить в настоящий театр. А сейчас… Сейчас я только и жду каникул, чтобы съездить в Санкт-Петербург на денек, спектакль новый посмотреть. И знаете, я стала совершенно иначе чувствовать этот вид искусства. Однажды за четырехчасовой спектакль целую лужу наплакала. Не рыдала, конечно, слезы сами катились, когда я видела глаза актеров…
Для телесюжета Марина Владимировна выбрала самое необычное из своих хобби — коллекционирование характеров детей.
— Журналисты никак не могли этого понять. А ведь все просто. Дети растут, меняются, и следить за этими переменами крайне интересно. Я хочу понимать, что с ними происходит и, главное, почему. К примеру, у меня мальчик есть в классе шебутной, хулиганистый. И вдруг он стал просто ангелом: спокойный, уроки все учит, не хулиганит. Другой учитель радовался бы, а я мучаюсь — что с ним произошло, почему он так переменился, хороший повод для этого был или нет?
Учитель — счастливый
После получасового разговора с Мариной Чалбаевой я стала понимать ее семиклашек. Неспроста они смотрят на нее влюбленными глазами, и остановить их рассказы о своей классной руководительнице совсем не просто. Марина Владимировна удивительно позитивный человек: умеющий заряжать своей энергией собеседника, вести за собой. Она говорит: наверное, фамилия такой отпечаток наложила.
— Муж недавно объяснил мне, что в переводе его фамилия означает «бегущий впереди». Вот я и бегу…
— И семья это все терпит?
— Так муж и дочь всегда были вместе со мной и моими учениками. Муж — «воспитатель от природы»: он во все школьные поездки со мной ездит, в мероприятиях по возможности участвует. Ребятишки его побаиваются немного, уважают.
Дочь уже не с нами живет, второй год в Санкт-Петербурге учится. Совершенно неожиданно для меня она решила стать учителем. Практически до последнего класса собиралась продолжить художественное образование и вдруг… поступила в педагогический университет имени Герцена. На мой вопрос «почему?» ответила, что хочет быть счастливой, как мама. В ее понятии — это счастливая профессия.
Сюжет о Марине Чалбаевой выходит в пятницу утром. Увидеть его можно и на сайте телекомпании. А голосование должно начаться 1 мая.