ЖЭК-арт на вынос!

Апатиты. Вновь обсуждается наказание для тех, кто украшает дворы отработанными покрышками. А почему они так не ко двору?

«Отработанные автопокрышки, в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности», c положениями ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» приказом Росприроднадзора относятся к 4 классу опасных отходов и подлежат утилизации. Управляющая компания инициирует поэтапный сбор и вывоз отработанных покрышек. Надеемся на понимание. УК». Такие объявления второй год появляются на подъездах апатитских домов и вызывают вопросы.

Тоска по красоте

«Мы старались, так красиво двор украшали, а еще огородили шинами дорожку вдоль дома и скамейки для бабушек, чтобы их машины не задевали… А теперь управляшка требует все убрать. По какому праву?» — возмущается наша читательница, Елена, рассказывая о своем дворе. Мы видели этот двор, так же как и множество других в Апатитах – там отработанными покрышками буквально засеяны газоны. Где-то шины нужны для клумб, где-то для целых инсталляций. Все это нынче называется ЖЭК-арт и исследуется урбанистами.

Например, они считают, что в лебеде из покрышек или пальме из бутылок можно «обнаружить сентиментальную ценность, которую он приобретет со временем, подобно типовому бабушкиному сервизу». В статье «Искусство городских дворов: специфика явления и перспективы изучения» доктор философских наук, доцент СПбГУ Алексей Смирнов указывает, что эстетика оформления городских придомовых территорий сложилась в 1960-70-х под влиянием советских киносказок и мультфильмов. Ученые называют сразу несколько причин появления ЖЭК-арта: желание сделать пространство многоквартирного двора более человечным, расширить личное пространство и создать из общего двора подобие частной территории, ностальгия по временам, когда старье не выбрасывали, а переделывали, игрушки передавали младшим, а также самовыражение и доступность материала: когда живешь на помойке, рано или поздно начнешь ваять из мусора.

Законно ли украшать дворы? В целом да, если вы сверились с кадастровым планом двора, создали проект его благоустройства и получили одобрение всех жильцов дома, согласовали перепланировку с представителями городской администрации по вопросам ЖКХ. Без всех этих шагов самостоятельное наведение красоты может быть в любой момент пресечено.

Есть правила

Если истрепанные мягкие игрушки и даже заборчики из остатков ламината вызывают лишь скептическую усмешку, то вот к отработанным шинам есть претензии, которые длятся не первый год. Согласно ГОСТу, утвержденному приказом Росприроднадзора № 242, автомобильные шины отнесены к отходам III – IV класса опасности, которые повреждают экосистему и не могут быть размещены на придомовых территориях.

В одном из пунктов эко-инструкции по сбору, хранению, учету, сдаче и перевозке малоопасных отходов, куда, кроме шин, относятся, например, зола от сгоревшего угля или мусор из бытовых помещений (IV класс опасности) есть такое определение: отработанные шины разлагаются в естественной природной среде около 100 лет. Контакт шин с дождевыми осадками и грунтовыми водами сопровождается вымыванием ряда токсичных органических соединений. Все они попадают в окружающую среду и нарушают ее состояние, тем самым негативно воздействуя на растительный и животный мир.

В той же инструкции сказано, что шины можно хранить навалом, насыпью, в виде гряд во временных складах, которые должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке, а по периметру площадки должна быть предусмотрена сеть ливнестоков. Площадка для отработанных покрышек должна иметь ограждение, твердое покрытие и навес, исключающий попадание воды. Сжигать их запрещено — при сгорании происходит выделение опасных химических веществ, которые загрязняют атмосферу. Нельзя также захоранивать, то есть закапывать в землю.
КоАП РФ в статье 8.2. «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» гласит: несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления… влечет наложение административных штрафов. Их величина разнится от трех тысяч рублей для обычных граждан до 400 тысяч рублей на юрлица.

В чем же вред?

Из чего же создают шины? Резиновые смеси могут включать до 20 химикатов, от серы (кремниевая кислота) и технического углерода (сажа) и заканчивая каучуками — изопреновыми, производимыми из нефти. Есть в составе шины мягчители – масла и смолы, вулканизационные активаторы, такие как оксид цинка и стеариновые кислоты, а также ускорители. Словом, ничего «полезного». Но возникает вопрос: почему отработанные шины вредны, а неотработанные — нет?

«Это не так», — отвечает кандидат технических наук Наталья Мудрук, научный сотрудник лаборатории химии и технологии сырья тугоплавких редких элементов ИХТРЭМС КНЦ РАН, и приводит данные исследований американских и шведских специалистов: пыль, возникающая вследствие износа резины, может вызывать серьезные заболевания. Путем простых расчетов шведские ученые определили, что каждый день обычный гражданин Швеции вдыхает шесть граммов резиновой пыли, а американец — 13. Что же касается крупных городов России, то, по предварительным оценкам, этот показатель может доходить до 20 граммов на человека ежедневно.

Почему в России цифра выше?

— Так ведь у нас люди реже меняют резину, а чем старше шины – тем выше вред, возникающий от износа, — поясняет Наталья.


Не эксплуатируемая шина выделяет определенное количество химических веществ. Наиболее вредными из них являются бензапирен и другие полиароматические углеводороды, которых в шинах обнаружено до 15 соединений. Также в резине есть 4 из 12 видов N-нитрозаминов. Все эти вещества входят в список опасных токсических соединений. Контакт шин с дождевыми осадками и грунтовыми водами вымывает все это в грунт. То есть процессы обмена и транспорта токсичных веществ из лежащей покрышки в окружающую среду проходят быстрее, чем из закрепленной на колесе работающего авто.

— Для нас из всех возможных вариантов наиболее практичной была бы переработка покрышек с получением крошки и покрытий разнообразного назначения и экстерьера – от покрытий общественных площадок и дорог, различных битумных присадок, до эстетичных интерьерных плиток и панелей. Этот способ выглядит самым рациональным, поскольку позволяет сохранить физические свойства продукта, — отмечает Наталья Мудрук. — Но тут, кроме прочего, нужен еще и работающий рынок изделий и материалов, изготавливаемых из переработанного вторичного сырья.

Как сдать в утиль?

Самый трудный вопрос не только для ответственных граждан, но и для УК, и для муниципалитетов — а куда, собственно, сдавать? По идее, для этого в регионах должны быть организованы специальные полигоны и заводы для переработки. Ведь просто складировать автошины в месте сбора ТКО нельзя опять же по федеральному закону. Значит, следует заключить договор со специализированной компанией на вывоз опасных отходов. Или же — оплачивать штраф, выписанный надзорным органом за нарушение правил содержания общего имущества многоквартирного дома.
Как мы все знаем, вывозом отходов в Мурманской области занимается только один региональный оператор — «Ситиматик». Но…

— В этой ситуации мы можем выступать только в качестве экспертов, поскольку, как видно даже из названия, у нас — региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, то есть теми, что образуются в жилищах, — рассказывает Виталий Измайлов, заместитель директора Мурманского филиала АО «Ситиматик». – Шины же коммунальными отходами не являются, а потому утилизировать их обязаны сами владельцы — граждане или муниципалитеты — с помощью специальных организаций.

Тем не менее, проблема отработанных покрышек совсем без внимания «Ситиматик» не остается. Виталий Анатольевич приводит статистику: ежегодно предприятия Мурманской области образуют примерно 2,5 тысяч тонн шин, еще примерно 400 тонн – то, что собирают муниципалитеты. Часть из этого количества попадает и на объекты регоператора — за три года его работы на полигоне в Междуречье накоплено около 10 тысяч покрышек, которые случайно попали в мусоровоз. Они откладываются на площадку для временного накопления.

— Этой проблеме не первый год, как у нас, так и по всей стране. Но нам сложнее, ведь географически мы слишком далеко от заводов-переработчиков, а в нашем регионе таких и вовсе нет, — говорит Виталий Измайлов. — У нас было несколько вариантов утилизации. Сначала мы договаривались с перерабатывающими заводами и отправляли туда шины фурами. Но это оказалось экономически невыгодно. Мы пытались изготавливать из них так называемое пиролизное топливо, которое можно использовать в котельных. Но этот проект получил отрицательное заключение минприроды и министерства энергетики и ЖКХ опять же ввиду нецелесообразности — мы вряд ли бы нашли сбыт для такого топлива на территории области.

Сейчас у нас родился еще один проект, который мы реализуем до конца года — на территории экотехнопарка в Междуречье установим оборудование, которое позволит извлекать из колес корд, измельчать шины в резиновые «чипсы» и уже их поставлять на специальные заводы, которые изготавливают новый продукт из вторсырья.

Вообще, проблема трудноразрешимая, колеса захламляют города, обочины, леса… При этом в конечную стоимость новых шин заложены расходы на их утилизацию, что в результате положительно отражается на экономике (появление рабочих мест) и экологии. И действительно, заводы-производители принимают отработанные шины. Но ведь туда их нужно еще и довезти, причем тоже не абы как, а уложив специальным способом…

А если вернуться к пиролизу, то, насколько мне известно, такими установками оснащены крупные горнодобывающие предприятия области, использующие большегрузную колесную технику. Однако, настроены установки таким образом, что шина от легковушки не подойдет, — пояснил Виталий Измайлов.

Проект газеты «Дважды Два. Апатиты» «Арктическая сотка». При реализации проекта используются средства поддержки, выделенные АНО «Экспертный Центр ПОРА».

Поделитесь:Share on VK
VK