Музыка до дрожи

Милена  Гороховская  даже во время действия ограничительных мер много занимается и участвует в онлайн-конкурсах для пианистов. Фото Анны Глодевой.
Милена Гороховская даже во время действия ограничительных мер много занимается и участвует в онлайн-конкурсах для пианистов. Фото Анны Глодевой.

— Вы часто пишете про юных спортсменов и кадетов, и как-то подзабыли, что у нас живут еще и талантливые дети-музыканты, — недавно укорила нас читательница.

Исправляемся, тем более и повод есть отличный — присуждение именной стипендией губернатора за успехи в области искусства.
Маленькая и настойчивая!

В этом году комиссия отметила шесть апатитских девушек — учениц музыкальной школы и школы искусств. Среди них 13-летняя пианистка Милена Гороховская. Многим взрослым жителям города  фамилия покажется очень знакомой. Скажу, что вам не кажется. Миленины бабушка и дедушка, Валентина Васильевна и Валерий Александрович Гороховские — педагоги, которые выучили не одно поколение горожан. Жаль, что оба ушли из жизни рано, не успев узнать какая у них талантливая внучка. За ее плечами уже более семидесяти конкурсов, которые девочка или выигрывала, или получала на них  призовое место. Дважды за успехи на конкурсах ее награждали путевкой в «Артек». Да и именную стипендию губернатора ей вручают уже второй раз.  Но всего этого могло и не быть.
В школу искусств Милену, как и всех детей, привела мама.

— Повела скорее для общего развития, — говорит Ирина Гороховская. — В школе был класс, где маленькие дети изучали основы живописи, хорового пения и музыки, а также хореографии. Он для того, чтобы ребенок смог выбрать направление, которым хочет заниматься. Довольно скоро мы поняли, что Милена точно не танцор и не художник. Петь ей нравилось, решили остаться на хоровом отделении. Но тут произошло страшное — педагог сказал, что у хоровиков есть обязательное занятие: фортепиано.

Ирина из того поколения, когда в музыкальную школу ходили через одного. И для нее эти занятия стали настоящей карой небесной, такой, что, несмотря на все старания прекрасного педагога Натальи Владимировны Колосовой, о которой Ирина очень тепло вспоминает, даже спустя годы один вид пианино вызывал у нее только чувство отвращения. Вот и представьте реакцию Ирины, когда ей сказали, что Милене надо заниматься на инструменте, а маме обязательно при этом присутствовать.

— Я была категорически против! — вспоминает она. — Уже мысленно попрощалась со школой, но нас попросили зайти в соседний кабинет и поговорить с Анной Юрьевной Кавериной — педагогом по классу фортепиано.

Эта встреча учителя и ученика стала знаковой для обеих.

— Милена потом мне рассказывала, что, когда Анна Юрьевна дотронулась до ее руки, у нее мурашки побежали. Она потом еще года четыре говорила о своем учителе исключительно с придыханием — настолько она ее уважает и ценит, — говорит Ирина Гороховская.

— Я в первую же встречу поняла, что Милена — не просто светлый ребенок, но еще и талантливый,  — вспоминает Анна Каверина. — А интуиция в этом вопросе меня не подводит.

Кстати, на первом занятии педагогу удалось заинтересовать даже Ирину.

— Тогда я села в уголок, глаза мученически закатила — говорит она. — Но тут слышу, Анна Юрьевна говорит Милене: «Представь, что на клавише лежит клюковка и тебе пальчиком надо за раз ее раздавить, а на следующей клавише — маленькое облачко». По дороге из школы искусств дочь только и вспоминала, что было на уроке.

Но, несмотря на вызванный учителем интерес, мама была все равно против занятий дочери музыкой, для которых ей еще и инструмент надо было приобретать, а он не маленький, и не дешевый. Ира сопротивлялась долго, даже собиралась забрать документы из школы, но из-за занятости на работе не успевала, поэтому Милена продолжала ходить на занятия. Так прошло несколько месяцев.  И тут произошло маленькое чудо! Во-первых, разговоры Анны Юрьевны о том, что зарывать талант Милены — это преступление, не прошли даром.  Во-вторых, у хороших людей пропадало фортепиано, а в-третьих, Милена настойчиво и ответственно заявляла маме — она очень хочет заниматься музыкой, и даже готова отказаться от прогулок с друзьями, а это время тратить на гаммы.

— Я тогда подумала, а вдруг я и правда мать гения! — смеется Ира. — В общем, тщеславие тоже сыграло свою роль.

К концу первого класса решение о переходе с хорового отделения в класс фортепиано было принято. А еще меньше чем через год Милена выступила на первом конкурсе и сразу успешно.

Звук из сердца рояля

Сейчас Милена — семиклассница, в обычной школе и в музыкальной. Она о том противостоянии с мамой вообще мало что помнит — ей всего-то семь лет было.

— Когда Анна Юрьевна встречалась с мамой, я все время только об одном думала: лишь бы она уговорила ее, продолжать заниматься музыкой, — говорит Милена. — Помню, в тот день, когда все решилось, они остались в кабинете, а я шла в гардероб и у меня от волнения ужасно руки дрожали. 

— А перед конкурсами волнуешься?

— Почти всегда, и с каждым конкурсом страшнее и страшнее. Только раз шла к инструменту абсолютно спокойной.

— Это в Петрозаводске было, где участники играли на роскошном рояле «Стейнвей» (известная американская фирма, лидер по производству роялей и фортепиано), — говорит Ирина. — Милена потом рассказывала, что во время репетиции звук рояля ее очень поразил. Поэтому мне кажется, что тогда дочь, забыв про конкурс, просто хотела еще раз на рояле поиграть.

Кстати, сейчас в семье именно мама чаще и больше слушает классическую музыку и смотрит фортепианные концерты и конкурсы. Но при этом профессиональной пианисткой и даже учителем музыки она свою дочь не видит. Ира уверена, что профессия должна быть более, если можно так сказать, приземленной и надежной. А Милена пока еще о профессии не особенно задумывается. Говорит, хотела бы быть как Денис Мацуев, и даже не столько в плане выступлений, а скорее в организации концертов, общественной деятельности, продвижении классической музыки.

— Ты какие произведения любишь играть: грустные, веселые, лиричные?

— Мне нравятся грустные, в которых начало спокойное, а потом есть развитие и кульминация, такая, что прямо плакать хочется, — говорит Милена. — Так, как у моего любимого композитора Фредерика Шопена.

Кстати, помимо успехов в музыкальной школе, у нее и в обычной все отлично. И там она успевает не только программу изучать, но и сверх нее, например, в этом году Милена поучаствовала в муниципальной научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» и вышла со своей работой на региональный уровень.
За два часа общения Милена абсолютно влюбила в себя, — удивительно светлый, притягивающий к себе, человечек с характером.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *