Церковь в Арктике: трудный и праведный путь

Кольский научный центр РАН в сотрудничестве с Мурманской митрополией РПЦ при финансовой поддержке ПАО «ФосАгро» издал уникальный труд – монографию «Строительство и жизнь православных храмов в устной и письменной истории заполярного города». Это обширное исследование на 360 страниц увлекательного текста подарили нам авторы — Алена Давыдова и Алевтина Ляпинская. У них получилась удивительная книга-диалог о жизни нашей, кировской и апатитской, и о том, как появлялись здесь церкви и священнослужители.

 

Значимые даты

Алена Давыдова — кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра гуманитарных наук Баренц-региона ФИЦ КНЦ РАН. Ее диссертация на соискание степени кандидата исторических наук и послужила основой для книги, вернее, основой для скрупулезного научного исследования. Область научных интересов Алены Сергеевны — антропология религии, религиозная жизнь городов и поселков арктического региона, сакральные ландшафты, полевые этнографические исследования.

Алевтина Ляпинская — педагог и психолог, работала в детском саду Кировска. После выхода на пенсию стала активно помогать в церкви, прихожанка и общественный историк.

Книга вышла в свет в год 90-летия КНЦ РАН и 15-летия храма Спаса Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа и посвящена церковному строительству в городах, созданных в период советской индустриализации Заполярья. И именно Кировск, с его драматической историей, стал предметом сотрудничества и диалога ученого — социолога и этнографа — и церковного общественного историка. На страницах издания приводятся устные рассказы горожан, летописное повествование, основанное как на документах, так и на личном опыте автора. Тут мы находим фото газетных вырезок о церквях Кировска и Апатитов, фотопортреты священнослужителей и прихожан, и даже фотокопию ходатайства об открытии молельного дома в Кировске от группы верующих. А главная мысль, которой придерживались авторы, состоит в том, что строительство храмов в арктических городах — это значимый культурный процесс.

Монография включает также подробные биографии священнослужителей и прихожан, справочные данные и интереснейшие фото. Она и тематически разделена на две части. Первую Алена Давыдова посвятила строительству храмов в центральной части Мурманской области в конце XX — начале XXI века, истории храмов Кировска в устных преданиях, месту, которое занимает церковь в культурном пространстве арктического города.

Алевтина Ляпинская рассказала о первых прихожанах и первых священнослужителях — эта часть книги местами имеет житийный стиль повествования, особенно когда оно касается священников 1950-1970-х годов, большинство из которых провели не одно десятилетие в лагерях и застенках ГУЛАГа. Здесь мы найдем сведения и о первых храмовых тружениках , о пострадавших за веру, о деятельных членах современной церкви, об иконах, колоколах и святых мощах, о делах духовных и новых священниках: «История православной культуры в новое и новейшее время очень драматична, в ней сменялись этапы разрушения, потаенного существования и восстановления. Храмы то уничтожались, то реконструировались и сооружались на новых местах», сказано в одной из глав.

На документальном фото 60-х годов протоиерей Илия Кутузов с прихожанами рядом со Свято-Казанской церковью у горы Айкуайвенчорр.
На документальном фото 60-х годов протоиерей Илия Кутузов с прихожанами рядом со Свято-Казанской церковью у горы Айкуайвенчорр.

Как все создавалось?

Алевтина Александровна в середине девяностых приняла на себя труд летописца кировского прихода. Церковный фонд документов хранится теперь в библиотеке церкви Спаса Нерукотворенного. В нем можно найти протоколы заседаний церковного совета, пастырские послания, отчеты о хоздеятельности, есть тут и личные дела священников, автобиографии, анкеты и учетные карточки на «служителей культа», а также доносы на них, переданные в 90-х годах прихожанам храма из кировского отдела уполномоченного по делам религии.

Алена, работая над диссертацией, узнала о ценном источнике исторических церковных сведений — о самой Алевтине Ляпинской и ее машинописной рукописи, которая находилась в Историко-краеведческом музее Кировска. Так у молодого ученого появился новый материал для работы, а Алевтина Александровна смогла расширить и углубить свои труды, особенно в тот момент, когда у председателя ФИЦ КНЦ РАН Сергея Кривовичева и настоятеля кировского храма иерея Алексия Шипитка родился замысел издать книгу.

Алена Давыдова
Алена Давыдова

 — Идея написать историю современных городских храмов возникла в 2010 году, когда стало понятно, что исследования на эту тему отсутствуют, — рассказывает Алена Давыдова. — Это первая и единственная исследовательская работа, посвященная храмостроительству на Кольском Севере конца XX начала XXI веков.

Сбор материалов начался еще в 2005 году, когда я поступила в аспирантуру. Тогда это были исследования, посвященные религиозным представлениям молодежи. В 2010 году я начала изучать историю церквей на Кольском полуострове, а потом уже и конкретно в городах центральной части Мурманской области.

С Алевтиной Александровной Ляпинской мы познакомились в 2013 году, тогда же и стали общаться. Она собирала сведения об истории кировского прихода, к 2018 году у нее уже был значительный материал.

Приобрести книгу можно в книжной лавке в Храме на улице Солнечной, в Кировске. С нового года она появится в библиотеках Кировска и Апатитов.
Приобрести книгу можно в книжной лавке в Храме на улице Солнечной, в Кировске. С нового года она появится в библиотеках Кировска и Апатитов.

Они были первыми

На страницах монографии автор приводит любопытные данные, например, о том, что еще в 1937-38 годах кировчане обращались в Мурманск за разрешением на строительство церкви. Отказа не получили, но и построен храм не был. И конечно, первая глава посвящена подвижницам, трем Мариям, имена которых стали легендарными для верующих кировчан — Мария Пузо, Мария Рябинина и Мария Лапицкая, которые ходили по домам и собирали подписи — целых 400! Устная история повествует, как Мария Лапицкая к самому Сталину ездила о храме хлопотать, одна, да без паспорта… А приходская община была зарегистрирована в Кировске 17 марта 1947 года, хотя первой в церкви, где еще даже пола не было, в октябре 1946 года крестили шестилетнюю Веру Звонцову.

Удивительно видеть портреты священников Кировска 70-80-х годов, когда о храмах обычные горожане говорили мало и знали мало.

Много теплых слов посвящено людям, которые помогали церкви, трудились в ней и для нее, поддерживали священников, чем могли.

Именно тут я нашла интереснейшие сведения о Вячеславе Вахонине, которого знали все Апатиты! Странного деда с бородой, который круглый год ездил на велосипеде и носил кожаный шлем и очки сварщика. Оказывается, он был сыном священника, вдовца, который ушел из жизни еще до войны. Ребенок отправился в детский дом, где ему разбили голову, оттого и учиться не мог — всего три класса окончил. Но вырос, несмотря на военный голод, ему дали паспорт и отправили на произвол судьбы. Служил матросом, в Лиинахамари, перебрался в Апатиты, работал на АНОФ-2, грузчиком, слесарем,имел благодарности и поощрения. С 1988 года, выйдя на пенсию, часто посещал храмы, давал иносказательные советы. И старые прихожане помнили, каким он был нормальным человеком, как много трудился и заботился о храме.

Многие сторонились странного седобородого старика на велосипеде, многие обижались на бранные слова. Но церковь он не оставлял, а когда умер 1 августа 2017 года, то похоронил его приход Свято-Успенского храма, отпевали протоиерей Василий Данилец и протоиерей Константин Кузнецов. Отец Константин позаботился — красиво оформил его могилу в секторе 123 на апатитском кладбище…

Не забыты в издании и мы, журналисты, которые постоянно писали о ходе строительства храмов. В книге есть много документальных материалов о том, как менялось отношение к религии, как возрождалась духовность в наших краях. Речь идет об освящении водоемов в Крещение, строительстве новых часовен на рудниках, пасхальных традициях и ярмарках, о встречах со школьниками и паломничествах, о важных церковных событиях последних лет, включая визит в Кировск Святейшего патриарха Московского и вся Руси Кирилла 19 августа 2016 года, и конечно, о новых священнослужителях Кировска и Апатитов.

— Что мне хотелось бы сказать нашим будущим читателям? Главной в наших трудах является идея диалога. И, как ни банально это звучит, — идея необходимости толерантного отношения друг к другу, — подчеркивает Алена Давыдова. — Благодаря этому изданию горожане, не связанные с жизнью Церкви, смогут увидеть ее и понять, каким образом она существует, с какими сталкивается проблемами, каким образом выбирается место для храма и как непросто построить церковное сооружение в арктических условиях и его содержать. С другой стороны, церковные люди смогут увидеть, как относятся к ним обычные горожане.

Алевтина Ляпинская
Алевтина Ляпинская

Алевтина Ляпинская:

«В данной книге собраны воспоминания о православных людях, строивших свою жизнь по вере, верности Богу, оторванных от родных мест, и оказавшихся в этом суровом краю, невинно пострадавших за веру Христову, — духовенстве, монашествующих, мирянах. По рассказам участников этих событий, их потомков и найденным документам восстановлена история строения церквей в Кировске, коротко поведано о жизни православной общины. Цель этой информации — сберечь память о прошлых событиях и фактах очевидцев и участников, прошедших тернистым путем по жизни за веру в Бога, сохранить имена страдальцев в истории. Книга дополнена информацией о современной жизни прихода. Полезна всем, кто интересуется прошлым и настоящим нашего города».

Поделитесь:Share on VK
VK

Один комментарий на “Церковь в Арктике: трудный и праведный путь”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *