Как важно быть открытым и живым

Сотрудники Дворца культуры в 1983 году. Справа вы видите значимого для «ДД» человека...
Сотрудники Дворца культуры в 1983 году. Справа вы видите значимого для «ДД» человека…

До 8 ноября сотрудники ДК просят горожан поделиться воспоминаниями и фотографиями, связанными с культурной жизнью города, ведь совсем скоро у ДК — круглая дата, 55 лет. А тридцать лет назад он и в моей жизни играл большую роль. И значит, мне тоже есть чем поделиться.
55 лет исполняется Дворцу… Уверена, ни разу за эти годы никто из его сотрудников или посетителей не мог представить, что ДК закроет двери перед зрителем. Никто не мог предположить, что месяц за месяцем будет пустовать сцена и танцевальный зал, что отменят лекции и выставки, что творческие люди останутся один на один со своими порывами — и показать бы что публике, да нет ее. Карантин.
Конечно, сотрудники ДК на рабочих местах. Они стараются делать хоть что-то, чтобы сохранить свою работу. Некоторые коллективы даже успели провести репетиции. Но снова все схлопнулось, остались виртуальные попытки, которые к творчеству имеют косвенное отношение. Культурная жизнь города, такого маленького, как наш, без живого общения со зрителем скорее и не жизнь вовсе, а так, конвульсии.

Коллектив эстрадного танца «Каприз», 1988 год.  Постановкв с северным колоритом на сцене Дворца  исполняют до сих пор, уже другие танцоры.
Коллектив эстрадного танца «Каприз», 1988 год. Постановку с северным колоритом на сцене Дворца исполняют до сих пор, уже другие танцоры.

А ведь целых 55 лет эта жизнь здесь бурлила! Начиналось все в 60-х, когда трест «Апатитстрой» принял замечательное решение: молодым строителям молодого города необходимо еще что-то, кроме кирпича, раствора и нелегкого посменного труда… Нужна культура! И построил для них Дворец — открылся он 9 октября 1965 года, за год до присвоения Апатитам статуса города. При этом название у него было пышное — Дворец культуры строителей имени ХХIII съезда КПСС ордена Ленина треста «Апатитстрой». Кстати, в правление ДК входили не только творческие работники, но и строители, и партийцы.

Как же правильно называть ДК? Хотя после большого ремонта три года назад фасад здания полностью преобразился, старинное название осталось его украшением — над козырьком светится надпись «ДК Строителей», набранная характерным шрифтом 60-х. Но это всего лишь память: Дворец перестал иметь отношение к строителям в 1992 году, с тех пор называется просто городской Дворец культуры. А в 2005 году ему присвоили звание Вячеслава Егорова, управлявшего трестом «Апатитстрой» с 1962 по 1976 годы.
А самыми первыми коллективами Дворца стали «Заполярье» (1968 год), ВИА «Номинал» и цирк «Улыбка» (1976 год), коллектив «Долинушка» (1981 год). Здесь активно проходили смотры агитбригад — такие были в каждом учреждении культуры СССР. Поразительно, но уже в 1975 году Дворец культуры Строителей насчитывал 27 творческих коллективов, в которых занималось около 400 участников!

У станка.
У станка.

***
…Я попала в ДК еще дошкольницей — бывала на концертах знаменитой на всю страну народной академической хоровой капеллы под руководством Аллы Богдановой, заслуженного работника культуры РСФСР. В областном вокальном фестивале «Золотая лира», который проходил на сцене апатитского ДК, капелла выступала ежегодно, и, по-моему, неизменно становилась лауреатом. Капелла выступала, а мы сидели в зале, тихонько слушали. В капелле пела моя мама.
А потом настала и моя очередь выступать: вначале — в составе хора детской музыкальной школы под руководством Татьяны Репиной, а потом как «второй альт» вокального ансамбля средней школы №2 (с педагогом Любовью Морозовой). И сколько тут было попето, сколько детских и юношеских фестивалей пройдено, вернее, простояно на хоровых станках…

Впрочем, не сценой единой привлекал тогда Дворец. Например, я отметилась в нем на премьере фильма «Мимино». Да-да, Апатиты когда-то были зажиточным городом и имели сразу два просмотровых зала: в «Полярном», большой, и маленький, в ДК, там, где сегодня расположен лекционный кабинет. Кстати, «Мимино» в пять лет мне не понравился, где смеяться, было неясно. Младший брат вообще, кажется, проспал весь сеанс.

Особенным счастьем для апатитских младшеклассников 80-х были гастроли Мурманского театра кукол. После уроков, а иногда и вместо одного из них, мы шли во Дворец. Вели нас стройной колонной по улице Фестивальной, потом — фойе, гардероб, темный зал с бархатными креслами и мерцающими люстрами, тяжелый занавес и целый час сказочного действа. Правда, тут важно было быть не просто восприимчивым, но и стремительным, и захватить лучшее местечко в первом ряду. Ведь в зрительном зале был бесконечный аншлаг — детей в школах насчитывалось по семь-восемь классов в каждой параллели…

Новые костюмы  у танцовщиц появлялись редко, но были очень эффектными.
Новые костюмы у танцовщиц появлялись редко, но были очень эффектными.

В середине 80-х Дворец культуры начал занимать в моей жизни все больше места. В тринадцать лет я пришла записываться в страшно популярный коллектив эстрадного танца «Каприз», где солистками были девушки уже работающие. Руководитель коллектива, изящная блондинка Ирина Павловна Алексеева, критически прищурилась и ответила: «Приходи-ка через год или два». Но я не сдавалась, попросила все же посмотреть меня, ведь за спиной — два года в танцевальном коллективе Дворца пионеров, бесконечные фуэте и батманы. Ирина поставила меня к хореографическому станку: растяжка, плие, выворотность, руки… А главное — подходящий рост для мюзик-холльного коллектива. Посмотрела на девиц: те из раздевалки кивнули. Так начался, возможно, лучший этап в моей жизни, этап самозабвенной, полной отдачи.

Надо сказать, что постановки наши были довольно раскованными для 80-х, а костюмы весьма смелыми: супер-мини, лосины, прозрачные накидки… Танцевали мы в духе ансамбля «Ритмы планеты» (все вы видели его в фильме «Карнавал»), где наша руководитель прошла практику. Новшеством тогда были подтанцовки солистам вокальных групп — мы делали это. Вместе с другими коллективами ДК выступали на днях микрорайона, Дне строителей — главном празднике Апатитов, и, конечно же, на балах для старшеклассников. Помните такое? В танцевальном зале ДК проходили тематические осенний и новогодний бал, куда вход нам, «девчонкам из ДК», был бесплатным. Так же, кстати, мы смотрели и гастрольные выступления: особенно запомнился балет «Бахчисарайский фонтан» и творческий вечер артиста Александра Калягина, на который мы, прямо в балетках и гимнастических купальниках, просочились и заслушались.

Я убеждена, что для подростков 80-х апатитский Дворец культуры был очень значимым местом. Тут было всё, тут были все. Друзья, подруги, интересные мальчики (а для кого-то и лучшие на свете девочки) каждый вечер собирались в кружки и коллективы. В цирковой студии прорастал брейкданс, в театральной — нечто иммерсивное, только-только занял свое место на сцене индийский «Рохини», обновилось и засияло молодежью «Заполярье», фантастическую красоту привез и развернул Евгений Берестинский на паркете танцзала: все Апатиты от пяти до девяноста бросились искать партнеров, чтобы освоить румбу, вальс и ча-ча-ча.
Случались и коллаборации, когда все сочиняли общий творческий вечер. Бывали и выезды на базу отдыха, когда коллективы ДК только для себя самих устраивали капустники. Ну а уж одарить танцевальным сопровождением первый в городе конкурс красоты каждый из нас был готов!
А дискотеки… Что это было за веселье, что за наряды, и сколько будущих семейных пар познакомились именно тут! Представьте: две-три сотни танцующих старшеклассников, диджей заводит «Ю май харт, ю май сол…», а на двух телеэкранах нон-стоп крутятся «Том и Джерри». При том, что дома по ТВ — сплошная «Международная панорама», надои и покосы…

Прошло так много лет, но я помню вас, ребята и девочки апатитского Дворца: Ларису Елисееву, Инну Малкову, Оксану Мерзлякову, Аллу Большову из нашего «Каприза», одноклассниц Таню Ульянченко из «Заполярья», Лену Абрамову и Лену Цыпышеву из «Рохини», парней из циркового — Сашу Шукшина и Олега Скрипченко, и Олю Карпенко из театрального, конечно же… Вспоминаю, встречая на улицах, гардеробщиц, костюмеров, кассиров. И очень хорошо помню директора ДК Евгения Жаворонкова — однажды, поздравляя нас с победой в каком-то конкурсе, он пожал всем руки, а мне вручил пейзажик в рамочке. Он до сих пор, кажется, висит у отца в гараже.

…Дворец культуры, как и любой живой организм, переживает разные циклы: иногда — бурного роста, иногда тихой, неосязаемой стагнации. Очень хочется, чтобы за каждым спадом всегда наступал подъем, а за каждым периодом скучной формалистики — годы безудержного вдохновенного поиска и творческой свободы. Держись, Дворец!

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *