Рисунок ребенка отражает его внутренний мир, отношения с окружающими и сферу интересов. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возраста невозможно выразить словами.
До трех лет дети рисуют черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. К четырем годам появляется замысел рисунка. Примерно в это же время объектом пристального внимания и изучения становится человек.
У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками-палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к вышеперечисленному добавляются нос, рот, пальцы (причем в разном количестве). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.
Особое внимание в психологии уделяют анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи.
Самого любимого человека ребенок рисует особенно тщательно, раскрашивая в яркие цвета, украшая дополнительными деталями. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый не симпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка.
Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то. К примеру, шестилетний Паша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Настя (7 лет) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде.
Но бывает, что ребенок изображает на рисунке несуществующих членов семьи. Саша (5 лет) немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик!
Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше — развлечений в компании других таких же малышей.
Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Очень хорошим признаком считается то, что все члены семьи изображены, взявшись за руки. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами. Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении.
Размер изображения говорит о том, какое место занимает человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни».
Отсутствие на рисунке самого автора рисунка — частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким и ему «нет места» в отношениях между близкими. Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.
Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.
Психолог Татьяна Дьяченко.
Спонсор рубрики — Психологический центр Татьяны Дьяченко
Психологическое консультирование по проблемам воспитания, профориентации, взаимоотношений в семье, разрешение конфликтов в семье и на работе, взаимоотношений мужчины и женщины, проблемы самооценки и уверенности в себе, избавление от стрессов, страхов, чувства вины. Способы пережить психотравмирующую ситуацию, депрессию, преодолеть психосоматические заболевания.
Запись по телефону 8 (964) 309-08-27.
А если мой сын в 7 лет рисует два овала и ручки, ножки как палочки, значит он — дебил?