“У вас энергичная манера, вы не боитесь красок и холста, вам нужно в нашу студию, приходите!” — такими словами подбодрила меня Мария Голубцова при нашей последней встрече на лекции о ботаническом рисунке 22 марта. Мы там после лекции дружно писали акварелью цветы. И я, было, собралась прийти в студию живописи и рисунка “M‘ART”. Но настал карантин и все закрылось…
С Марией и другими студийцами я все же встретилась спустя три месяца — на лавочке в городском парке. Именно тут три недели подряд по выходным проходили пленэры — работа художников на открытом воздухе. Хотя сам этот термин обозначает несколько иное — изображение на картине перемены цвета, обусловленные воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. В любом случае пленэр — всегда воздух, всегда открытое пространство и достижение новых, неожиданных результатов даже для себя самих.
Пока художники, расположившись на лавочках с планшетниками, делали наброски, я поговорила с Марией о том, для чего нужны взрослым людям такие курсы, и в чем для художника заключается удовольствие уличного рисования.
— Июньские пленэры у нас традиционные, раньше мы встречались вечерами и работали в Академгородке, а после того, как отремонтировали городской парк, перебрались в него: он рядом с нашей студией на Московской, тут удобно и приятно. Хорошо, что есть скамеечки — в Академический парк приходилось брать стульчики.
Здесь у нас, конечно, лайт-версия городского пленэра — берешь блокнотик, графические материалы, располагаешься и рисуешь. А вот если выбираешься на природу, в отдаленные места, в горы, — там экипировка должна быть посерьезнее: одеваешься по-походному, несешь мольберт, стульчик, краски…
На свежем воздухе можно писать любыми материалами — все зависит от предпочтений художника. Например, для меня идеальна цветная графика и материалы для нее я использую разные — фломастеры, гелевые ручки, цветные карандаши. Можно работать в технике скетчинг — быстрый набросок. Приятно писать быстросохнущим, водостойким акрилом, пастелью сангиной, которая не пачкается. Писать чем угодно, даже маслом — там есть свои особенности, технические моменты, которые постигаются с опытом. А акварель требует особой осторожности. Во-первых, на природе она очень быстро сохнет, нужен пульверизатор, чтобы все время смачивать холст. Нужна вода для красок, хотя сейчас появились особые кисти с водным резервуаром в ручке.
И все же на пленэре самое главное — стульчик. Скамейки нас спасают, но иногда нужно выбрать ракурс или писать в тени, поскольку солнце бьет в глаза или по листу, он становится слишком ярким. Раньше я таскала с собой этюдник, теперь приспособилась брать плотный грунтованный холст на картоне, на нем самом можно писать маслом или акрилом, а можно использовать как планшет для ватмана.
Мария рассказывает, что в прошлом году на фестивале в Кировске проходил профессиональный двухдневный пленэр, где все художники работали в разных техниках — было очень интересно и познавательно. В этом году есть идея провести такой же на улицах Апатитов, на День города — чтобы вместе поработали любители и профессионалы.
— А вообще пленэр служит не для того, чтобы научиться рисовать — этому мы учимся в студии в течение года. Он нужен, чтобы освежить цветовую палитру, а если работаем графикой, то найти какую-то красивую линию в живой природе. Потому что при работе в студии художник зачастую использует любимые, выученные навыки, а пленэр помогает встряхнуться.
Хотя на улице после студии работать сложно. В помещении глаз привыкает к одному ощущению пространства, на улицу выходишь — все другое. В парке уютно, наши объекты рядом. А вот когда мы в прошлом году отправились в горы, они показались оглушительными — и своей мощью, энергетикой, и тем, как сложно их заключить в единую композицию. Мысли буквально останавливались! Еще одна трудность — на природе постоянно меняется освещение, успеть за ним невозможно. Современному художнику помогает фотосъемка — если что-то не успел, то можно доработать в студии по фото.
В выходные в парке художники занимались зарисовкой отдельных фрагментов, чтобы потом доработать рисунки в студии. А она с марта пока что закрыта, поскольку занятия в ней относятся к массовым мероприятиям. Студийцы скучают и друг по другу, и по совместному творчеству.
— Конечно, очень важен момент общения, и работа в коллективе улучшает качественный результат, — рассказывает Мария. — Мы учимся друг у друга, какие-то нюансы обсуждаем. Коллективное сознательное — вещь в нашем деле прекрасная, интересно чужими глазами на свою работу посмотреть!
А живопись, по словам Марии, даже для любителей все-таки не развлечение, а работа. Надо настроиться, сосредоточиться, сформулировать мысль, и только затем приступать к рисованию. Важно нащупать свое направление, сформировать свой узнаваемый авторский стиль, и поэтому в студии много самостоятельного, вдумчивого труда.
— Я свою основную задачу вижу в том, чтобы вырастить профессионалов. И в конце прошлого года пять наших студийцев стали членами художественного объединения “Галерея “М”. Для меня, как для педагога, это очень приятно.
Пока изоляция окончательно не снята, художники студии “M‘ART” встречаются не только на пленэрах, но и в соцсети, в своей группе. Там можно обмениваться информацией, смотреть мастер-классы, узнавать новости. И показывать свои работы, которые были окончены уже дома — это значит, что несмотря ни на какие трудности и болезни, творческий процесс продолжается.