23 мая. Около часа ночи. На перекрестке, на въезде в город со стороны Белоречки, не совсем пустынно: каждые секунд тридцать его в разных направлениях проезжает по паре,
а то и больше машин. И только в восемь минут второго часа ночи движение там замирает — никого нет. Через минуту на путепровод из города въезжает автомобиль, едет не быстро, будто “прогуливаясь”. Проходит несколько секунд, и на путепроводе — трагедия, которая потрясла, кажется, всех жителей Апатитов.
На повороте из-под горки прямо в лоб неспешно едущему “SsangYong” вылетел “Mitsubishi Pajero”. Именно вылетел, потому что скорость “японца” была очень высокой. Несмотря на это, водитель “SsangYong” попытался чуть сместиться вправо — уходить от столкновения в этом месте просто некуда. Еще секунда и внедорожники столкнулись. Удар был огромной силы, такой, что 20-летний водитель “SsangYong” погиб на месте, 18-летняя пассажирка вылетела из салона — из-за густого облака пыли и дыма сотрудники ДПС даже не сразу увидели ее на асфальте. А они приехали на место аварии почти сразу, так как несколькими минутами раньше пытались остановить этот смертельный снаряд.
…Чуть ранее кировский наряд ДПС вызвали в Титан, где полицейские задержали пьяного водителя. По пути туда сотрудники в зеркале заднего вида заметили “Mitsubishi”, у которого не горели фары, к тому же автомобиль немного вилял по дороге.
Как рассказывает Алексей Мартынов, начальник штаба МО МВД России “Апатитский”, полицейские остановились, включили проблесковые маяки. Но даже не успели выйти из автомобиля — водитель иномарки проехал мимо, сильно прибавив скорость. Наряд поехал следом, весь их путь, а также скорость зафиксировал регистратор, который установлен в патрульном автомобиле. В какой-то момент водитель “Mitsubishi” чуть притормозил, но едва патрульная машина поравнялась с ним, “газанул” еще сильнее. Регистраторы, которые установлены в районе бывшего поста ГИБДД между Апатитами и Кировском, зафиксировали скорость этой машины — 148 километров в час, с какой она проезжала другие участки, можно только догадываться.
— Регистратор показал, что максимальная скорость, которой достигла патрульная машина, была 167 километров в час, — говорит Алексей Викторович.
Волна возмущения
Но и это не помогло, все-таки возможности “Лады Приоры”, на которых работают наряды, и мощного внедорожника слишком разные. Кировский наряд передал информацию апатитским коллегам о непростой ситуации, времени на прогнозирование и принятие решения у последних было совсем немного. Еще раз уточню — “Mitsubishi” неслась с огромной скоростью, а расстояние между городами не такое больше.
— Машина могла въехать в город по одной из двух дорог: через промплощадку и путепровод, — продолжает Алексей Мартынов. — На обе выехали по наряду.
По словам Алексея Викторовича, для того, чтобы хотя бы частично перекрыть дорогу одной машиной, наряду надо было ехать в самое узкое место дороги, а это район церкви. Иномарка оказалась быстрее — едва не протаранив патрульную машину, она выехала на встречную полосу и устремилась на путепровод, где ее остановил “SsangYong” ценой жизни водителя и здоровья пассажирки. Ее с тяжелыми травмами санавиацией отправили в областную больницу. На месте аварии жители города уже создали целый цветочный коридор, смотреть на который без слез невозможно.
Тем временем в социальных сетях идет волна гнева, которая порой затмевает здравый смысл. Народ обсуждает не только водителя “Mitsubishi” — 36-летнюю жительницу города, и ее действия, а также ее семью и даже ребенка. А еще все точно знают, как надо было действовать полицейским: стрелять, развернуть ленту с шипами и так далее. Однако для применения оружия сотрудниками полиции существует определенный регламент… В любом случае, во всех деталях этого дела разбираются следователи и суд.
Сейчас уголовное дело возбуждено по части третьей статьи 264 УК РФ “Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека”. Дело возбуждено по факту ДТП, в его рамках проведут не одну экспертизу, в том числе и на наличие алкоголя в крови женщины-водителя. Она сейчас тоже находится в больнице, но, по словам Алексея Мартынова, уже пообщалась со следователем.
— Она призналась, что прежде, чем сесть за руль, выпила немного пива, — говорит Алексей Викторович. — Но, вы же понимаете, количество алкоголя не имеет здесь никакого значения.
Для того чтобы переквалифицировать дело на более суровую часть, как раз ту, которая говорит об опьянении, нужен факт, подтвержденный результатами экспертизы. Мы обязательно будем следить за этим делом.
Потеря, которую пока не осознать
Отпевание и похороны Сергея Марченкова прошли в среду. Проститься с ним пришли те, кто знал его и любил. Очень много людей: родные, друзья, одноклассники и однокурсники, преподаватели и коллеги по танцевальному коллективу.
В ноябре 20 года Сергею исполнился бы 21 год. Он учился в шестой школе, потом в Апатитском филиале МАГУ. Танцы были его настоящей страстью — артистичный и яркий, он быстро стал звездой коллектива “Заполярье” местной сцены и лауреатом многих конкурсов.
— Он как-то сразу очень выделялся, еще в средней группе, — рассказывает Светлана Елисеева, одна из тех, кто танцует в “Заполярье” долгие годы. — Он быстро вырос и перешел к нам, взрослым, когда ему было лет 13-14. Коллектив у нас больше женский, а юноши и мужчины в народном танце всегда наперечет. Он был самым юным, но при этом всегда был равным, его все у нас воспринимали, как сверстника. Он был заводилой в капустниках, на общих праздниках.
Конечно, девочки, особенно из младшей группы, все в него влюблялись! Я даже скажу, они боготворили его — очень приятный, аккуратный, подтянутый, воспитанный. Хотя характер был у него непростой, импульсивный — он мог вспылить, смело отстаивал свою точку зрения, не скрывал эмоции, что для коллектива и хорошо: трудно иметь дело с “темной лошадкой”. Когда поступил в вуз, сразу же попал в студенческий актив. Он хорошо говорил по-английски и группу шведских ребят из Кируны, которые приезжали к апатитским студентам, водил по городу с экскурсией. Он был интеллигентным, эрудированным человеком.
Сергей был востребован, популярен, любим. И удивительно гармоничен — если вы увидите любое его фото в танце, любую видеозапись, вы поймете, что он танцевал без ошибок. Его сразу запоминали зрители, с первого же его концерта.
Моя дочь Маша была его партнершей в хореографической композиции “В одной упряжке”, которую балетмейстер “Заполярья”, хореограф Людмила Никанова, поставила именно на Сережу — с учетом его характера и способностей, невероятного артистизма и отличного чувства партнерства. Вообще, партнер для танцора — это нечто большее, чем друг, это на уровне тактильного и эмоционального восприятия. Маша говорит, что исполнять этот номер она больше никогда не сможет….
Людмила Анатольевна Никанова, балетмейстер “Заполярья”, добавляет:
— Сергей был очень способным, целеустремленным, все хватал на лету. Придя к нам подростком, тянулся за старшими, очень быстро стал солистом, я конкретно на него ставила номера. При этом он был очень загруженным: никогда не пропускал репетиции, учился в вузе, работал… В “Заполярье” танцевала его старшая сестра, потом Сергей привел двух своих младших братьев.
Он очень любил маму — замечательный сын! Он и меня всегда подбадривал, на всех фестивалях, — сам, кажется, никогда перед выступлением не нервничал, был собранным. На автомобиле, кстати, он ездил давно — и нас подвозил, и концертные костюмы тоже.
Нам Сергея будет очень не хватать — это был “золотой фонд” коллектива.
Сергей Марченков был студентом Апатитского филиала МАГУ, учился на кафедре физики, биологии и инженерных технологий, студенты которой всегда дружили с ребятами из высшей школы в Кируне, ездили друг к другу с визитами. Именно юный житель шведской Кируны в своем инстаграме опубликовал портрет Сережи и слова:
“Сергей, я познакомился с тобой во время одной из лучших моих поездок в Апатиты. Благодаря твоим рассказам, твоей доброжелательности и чувству юмора мы смогли лучше узнать Россию. Ты был самым гостеприимным и самым полезным человеком из тех, что я встречал в жизни. Я всегда буду хранить воспоминания о тебе, и буду помнить то хорошее время, которое мы, шведы, провели с тобой вместе в России. Буду всегда скучать… Покойся с миром, Сергей”.