Школа нужна не для оценок

Апатиты. Второй год подряд лучший педагог города - мужчина

Виталий Фрегер, учитель биологии и химии школы №14, победил  в муниципальном конкурсе “Учитель года - 2020”. Скоро он поедет в Мурманск на областной конкурс. Пожелаем ему удачи. Фото Юлии Короткой.

Виталий Фрегер, учитель биологии и химии школы №14, победил в муниципальном конкурсе “Учитель года — 2020”. Скоро он поедет в Мурманск на областной конкурс. Пожелаем ему удачи. Фото Юлии Короткой.

Виталий Фрегер, учитель биологии и химии школы №14, стал лучшим среди коллег на конкурсе профессионального мастерства. Его искренне любят ученики и уважают коллеги. Как он относится к ЕГЭ, в чем проблема современных школьников и почему химия — самый сложный школьный предмет? Об этом мы поговорили с “Учителем года — 2020”.

 

Выбрал школу

— Виталий Михайлович, как вы решили поменять профессию? Почему бросили ТЭЦ, где отработали 19 лет, и пришли в школу?
— Кто-то пошутил, что во мне так сыграл кризис среднего возраста. Все нормальные мужчины по прекрасным дамам идут, а я в школу. Если серьезно, у меня всегда была мысль стать учителем. Но сразу как-то не сложилось. Я закончил биофак ПетрГУ, два года проработал в КНЦ, в Институте экологии. Понял, что наука — это не мое. Потом было два года армии, а затем трудился в химическом цехе ТГК-1. Это была хорошая работа, но знаете, бывает такое, что свербит-свербит, вот в итоге и досвербилось. Я мог выбирать и выбрал школу.

— А первый урок свой помните?
— Это было природоведение в пятом классе — сейчас они уже девятиклассники. Нормально, пятерки всем поставил. В первый год не было вообще сложностей по той причине, что у меня не было знаний в педагогике. Разумеется, я неплохо разбирался в химии и биологии, объяснял какие-то темы, а ученики смотрели умными глазами, кивали и говорили, что все понимают. Как оказалось, это ничего не значит.

— Рецепт преподавания выработался за это время?
— Вроде бы да, ведь начало получаться. Педагогика — вещь очень индивидуальная, здесь невозможно ничего скопировать, подсмотреть. То есть сделать-то по-чужому, но у тебя вряд ли что-то выйдет. Есть учитель, есть класс, и либо получается, либо нет. Конечно, более опытные коллеги никогда в помощи не откажут, но на самом деле чужой опыт редко помогает. Нюансы и детали — да, но вести полностью урок как другой педагог точно не получится.

— Как находите общий язык с детьми?
— 30 человек в классе, у каждого своя волна. Я понял одно — здесь невозможно подстраиваться. Если ребенку не нужен предмет, я могу в лепешку расшибиться, но ничего не изменится. Какой-то минимум я вложу, но не больше. Конечно, можно стараться всегда быть фейерверком — на тебя смотрят с распахнутыми глазами и слушают с открытыми ртами, но на каждом уроке это невозможно делать. Фейерверки быстро закончатся.

— Слышали фразу “мне химия не пригодится, я ничего делать не буду”?
— Миллион раз! Причем и химия не пригодится, и история, и математика. Главное, заявление на работу без ошибок написать. Каждый педагог это слышит. Обычно я отвечаю, что вопрос “а зачем мне это” пусть адресуют в Министерство образования. Пока работает.

Про ЕГЭ

— Как вы относитесь к ЕГЭ?
— Я, наверное, буду редким человеком, который скажет про ЕГЭ что-то хорошее. В принципе, нынешняя форма экзаменов от старой отличается объективностью. Как мы сдавали экзамены в школе? Был заранее известен список вопросов, за какое-то время до экзамена нас собирали и диктовали ответы. Мы их заучивали. Не говорю, что это плохо, просто это другой вариант. Могло повезти, и попадались те вопросы, которые ты выучил хорошо. Или — не повезти…
ЕГЭ — смешанная форма, есть тесты и вопросы, требующие развернутого ответа. Он охватывает весь курс. Вопросы подобраны таким образом, что случайно расставить цифры и получить хороший балл невозможно. При очень большой удаче, можно сдать экзамен на тройку, будучи не очень готовым. К примеру, вопрос, оценивающийся в один балл на экзамене по химии, подразумевает два ответа, и расположить их нужно в определенной последовательности. Чтобы ответить правильно, нужно держать в голове большой объем знаний, и элемент удачи отпадает.
Минусы тоже есть. Во-первых, в тестовой части необходимо безупречно сформулировать ответ — это сложно. Во-вторых, форма не подразумевает умение говорить. Но опять-таки, есть очень разные дети — написать могут все, а сказать — не каждый.

А можно ли подготовиться к ЕГЭ без репетитора?
— Химия — официально самый сложный предмет в школьной программе. Есть даже письмо от Министерства образования, подтверждающее это. Она требует определенного образного мышления, надо понимать, что за конкретными буковками стоят конкретные элементы, а соединяясь друг с другом, они создают вещества. Это действительно сложно. Можно подготовиться без репетитора при хорошей собственной мотивации — есть много ресурсов для подготовки. Даже в наши времена нельзя было сдать экзамен идеально только с помощью учебника. Репетиторство дает психологический момент: со мной занимаются, значит, точно сдам.
Есть у нынешнего поколения еще проблема: сесть, открыть учебник и выучить. Не все умеют выбирать главное из второстепенного. Вы не поверите, но одно из самых трудных заданий на уроке — заполнить таблицу. Есть параграф, вопросы, и надо внести в нее ключевые мысли. Очень трудно добиться не переписывания учебника.

— С чем это связано?
— У детей голова замусорена огромным количеством информации. Идем по улице, а информация повсюду — музыка, реклама. В машине фоном работает радио, дома — телевизор. Мозг все это принимает, получается огромная свалка и попробуй добраться до нужного. Плюс учебная информация — сложная. Это как с едой. К примеру, мясо тяжело усваивается, а пирожное — легкие углеводы. Организм с удовольствием примет пирожное, но на них далеко не уедешь. Так и с мозгом, он легче примет простую информацию.

Мне это нравится

— Почему в школе женщин-учителей больше чем мужчин?
— Если почитать классику, узнаешь, что педагогами всегда были мужчины. У меня нет никаких гендерных предрассудков. Не могу сказать, кто лучше, а кто хуже. Просто мы разные. Мне кажется, что женщины лучше находят общий язык с детьми, в них есть что-то материнское, а детям нужны матери — это природа. У мужчин другое. Я себе могу позволить и пошутить.

— В этом году в номинации “Учитель года” было трое мужчин и две женщины. Как думаете, почему так вышло?
— Я не думаю, что по анкетам нас специально подбирали. Просто так случилось само собой.

— Как вы видите школу будущего?
— Принципиально не изменится ничего. Будут дети, которых надо научить, и будет учитель, который знает, чему и как именно. И по-другому научиться чему-то, кроме как сесть, выслушать, запомнить и повторить, наверное, не выйдет. Форм обучения много — домашнее, семейное, дистанционное, — но это все же исключения из правил.

— А учитель и ученик как-то изменятся?
— Думаю, нет. Я когда только начал работать в школе, прочел замечательную книгу Бел Кауфман “Вверх по лестнице, ведущей вниз”. Она про американскую молодую учительницу, пришедшую работать в школу в 60-е годы. Если не брать национальные особенности, то все очень похоже. Те же проблемы, вопросы и способы их решения. А название отображает педагогику — детям всегда хочется поступать проще, идти вниз, а надо делать усилие и через “не могу” подниматься. И это дает плоды. Ведь наш результат — не экзамен и оценка, итог педагогики гораздо глубже.

Всего в городском конкурсе семь победителей. Виталий Фрегер, учитель школы № 14, стал “Учителем года — 2020”. Олеся Мельничук, учитель школы №3, победила в номинации “Педагогический дебют”. Светлана Минина, учитель школы №1, стала лучшим классным руководителем, Ирина Сорокина, педагог-психолог школы №3, в этой категории стала лучшим дебютантом. Валерия Кудрявцева из школы №14 победила в номинация “Лучший педагог-организатор”. Гульнара Приходько, воспитатель детского сада №56, заняла первое место, а Анастасия Рерих, воспитатель детского сада №50, стала лучшей дебютанткой. Все победители будут представлять город на областных конкурсах.

Это интересно(2)(0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *