Здесь Шиес

В гуще событий

Прибывших к станции “Шиес” обязательно встречают и провожают старожилы лагеря. Лагерю год, а старожилами считаются местные, приезжающие сюда пару раз в месяц, и вахтовики из других регионов. Здесь таких много. К примеру, Александр Савальский приехал на Шиес из Москвы. Ему 47 лет и с августа 2019 года он здесь.

— Мы идем на центральный пост “Ленинград”, он находится прямо на территории стройки, — говорит Александр, провожающий нашу группу в лагерь. — Здесь расположен основной палаточный городок, есть большая отапливаемая армейская палатка — столовая. Ее прислали активистам добрые люди из Санкт-Петербурга, поэтому пост так и назвали. Хотя многие блогеры и журналисты связали название с блокадой и войной. В остальных палатках — склад, штаб с печкой, генератором и спутниковой тарелкой для интернета, спальни и кухня. На полевой кухне все время готовят женщины. Мужики смеются, что даже дома их так не кормят.

Так сейчас выглядит дорога на будущий мусорный полигон. Фото Юлии Короткой
Так сейчас выглядит дорога на будущий мусорный полигон. Фото Юлии Короткой

Нет семьи

— Про Шиес я узнал из социальных сетей, — говорит Александр. — Летом сюда приехали мои знакомые на несколько дней, вернулись и рассказали про обстановку. В августе я освободил три дня и приехал сам, посмотреть. В итоге остался на месяц.

— Зачем?

— Это гражданский протест страны. Я живу в Москве, но получается, что столица у нас будто государство в государстве. По логике властей там все должно быть цивильно и чисто, а как же провинция? Считаю, это неправильно. Власти говорят, что мы должны строить гражданское общество. Некий его проект — здесь, где нет руководителей, нет никаких начальников, никакого старшего, каждый знает, чем заняться.

— А как же работа?

— Позвонил, отпросился. Вернулся в Москву через месяц, взял отпуск неоплачиваемый и приехал обратно. Там тружусь на заводе, работа, можно сказать, вахтовая. Сколько поработал — столько получил, а мне много денег не нужно, особенно когда я здесь.

— Как отреагировала ваша семья, близкие на поездку и столь долгое отсутствие?

— У меня нет семьи.

Ради тусовки?

Когда меня пригласили в эту поездку, я сразу согласилась. Шиес — не то место, про которое надо читать волнующие статьи и смотреть эмоциональные репортажи, сюда надо приехать. Я ожидала увидеть протест местных жителей, которые против свалки на своей родине, а увидела активистов из других регионов, которые приехали поддержать протест северян. Таких здесь чуть ли не половина. Есть люди из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Барнаула, Краснодара, Твери, Альметьевска… Прибывают на своих машинах или поездах, увольняются с работы и живут месяцами. Жители соседних поселков и городов тоже есть, они обычно приезжают на пару дней раз в две-три недели — все зависит от работы. Шиес стал настоящим городом. Все мои собеседники рассказывают про быт, предлагают попробовать суп, хвастаются подвигами: что узнали, сколько бензовозов остановили. А еще говорят про планы: как будут отмечать Новый год и дни рождения, что еще нужно построить и сколько деревьев посадить. Но как только разговор заходил про жизнь за пределами Шиеса, они теряли к нему интерес: семьи нет, работа не нравится.

— Здесь вся тусовка, движуха! — ответил мне Михаил из Санкт-Петербурга на вопрос “Почему вы здесь живете уже месяц?”. — В Питере протесты закончились, мне стало неинтересно. Вот что там делать? Работать? Так я уже все попробовал: и водителем трамвая был, и кузнецом, и слесарем, и электриком. Всех денег все равно не заработаешь. А здесь люди нужны, без массовости ничего не получится.

— Что не получится?

— Победить не получится.

Развивают туризм

— Приезжих много, — говорит Александр Иванович, пенсионер из Урдомы. — Живут здесь, и правда, месяцами. Некоторые бегут от личных проблем, от реальной жизни, а тут руки нужны, всем рады. Однако такие люди быстро выгорают, и пользы от них впоследствии никакой нет. Когда наступает критический момент и человек совсем становится бесполезным — мы отправляем его домой. Кому-то и билет на поезд покупали…

А из местных основная масса — пенсионеры. Работающих молодых людей немного, кто-то поддерживает Шиес посылками и деньгами, но не приезжают. Боятся, что с работы уволят, да и дети у многих. На кого оставить?

— У вас правда часто случаются конфликты с ЧОПом и ОМОНом?

— Если читать новости из Шиеса в социальных сетях, то может показаться, что здесь конфликты происходят постоянно. Но большую часть дня активисты просто дежурят, наблюдают за действиями охраны и полиции.

Централизованного управления здесь нет — никто не контролирует процесс дежурств, никто не отдает приказы. Но всегда находятся добровольцы пойти на станцию, на дальний пост “Костер” или протопить полевую баню. Обычно этим заняты не более 20 человек. Остальные 20-30 просто отдыхают на “Ленинграде”, здесь все время многолюдно и шумно.

А вообще, мы тут внутренний туризм развиваем. Настоящий курорт, а не протест! Многие приезжают с определенной миссией — на одну ночевку: посидеть у костра, поговорить за жизнь, поесть походной каши, сделать селфи на фоне протестных флагов и выложить потом в сеть. Некоторые снимают видео, монтируют, мол, омоновские рейды у нас… Даже значки придумали с надписью: “Я был на Шиесе”.

Кстати, в лагере ходит такое выражение: “Если бы Шиеса не было, его бы стоило придумать, потому что Шиес разбудил народ”.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *