За два дня до открытия выставки мы с Егором Собакиным смотрим на его работы. Это хорошо, когда до открытия, это значит — автор взволнован, ждет, что скажет зритель, понравится ли ему?.. А здесь еще и особенная деталь: Егору всего 18 и это его первая персональная выставка.
Все началось с небольшого недопонимания. Еще зимой Егор выразил желание поучаствовать в сборной выставке-галерее дать парочку работ. Но оказалось, его услышали иначе, мол, он согласен на собственную выставку, и внесли в план. Так что за пару месяцев с перерывом на сессию Егор написал 26 работ: тут и графика, и живопись: акварель, тушь, карандаш, акрил на оргалите.
Чем этот парень еще знаменит? Он — выпускник Детской школы искусств (педагог Елена Бушманова), сейчас второкурсник Ивановского энергетического университета. В старших классах к живописи прибавился бокс, а теперь еще и игра на гитаре. Поэтому ли, или просто от любви к хорошей музыке, Егор назвал свою выставку “Музыка в лицах” и представил на ней только портреты. И пока они были не подписаны, мы с Егором пошли “по рядам”. Угадывать.
Я не сильна в джазе, поэтому Егор сам называет:
— Это Майлз Дэвис, трубач. А тут — симбиоз, Синатра плюс Дин Мартин. Еще трубач — Чэд Бейкер. Там, карандашом, — Джонни Кэш и Нина Симон…
Потом я узнаю сама: Дэвид Гэан, Дженис Джоплин, Майкл Джексон, Мадонна, Фредди Меркьюри, Курт Кобейн, Игги Поп, Мадонна и Леди Гага. И “Биттлз” — все вместе, конечно же. Егор закрасил оргалит охрой и тушью показал детали.
— Писал портреты потому, что музыка вокруг постоянно, — рассказывает Егор, — Это мгновенная концепция, нужно было делать выставку быстро, а пейзажи меня мало интересуют, поэтому я сосредоточился на людях.
Музыкой Егор по-настоящему увлечен: слушает, разбирается, играет. О гитаре говорит не меньше, чем о живописи. Рассказывает, что на портрет у него уходит в сумме пятнадцать часов. Но работа может длиться и месяц и два.
— Потому что у меня семь пятниц не на неделе, а в день, — говорит художник. — Я могу несколько раз за день бросить рисовать, решить, что это точно не мое… В десятом классе было особенно трудно — тогда работы совсем перестали нравиться. Появилась особенная требовательность к себе. И я нашел способ избавляться от нелюбви к собственным работам хотя бы наполовину — когда сомневаюсь, ставлю их перед зеркалом, чтобы увидеть абсолютно под другим углом. Работа перестает быть очевидной, и я могу ее относительно трезво оценивать.
— А для себя рисуете? На лекциях, например?
— Нет, не особенно. Но вот однажды на физике у меня был случай — вызвали рассказать про радио. И я в тетради быстренько нарисовал портрет Попова, вышел, рассказал, мне говорят: до пятерки не дотягиваешь. Я показал портрет: а так? Так — пятерка.
— Друзья просят нарисовать портрет?
— Было такое, я этим даже зарабатывал. Знакомым рисовал портреты их девушек. Одному нужно было побыстрее, я знал, что их отношения могли внезапно прерваться…, — смеется Егор.
И мы возвращаемся к “Музыке в лицах”. Мне любопытна задача: портретное сходство или личные ассоциации?
— Конечно, раз я выбрал этих артистов, значит, мне нравится их музыка. При этом я не очень углублен в биографии — я просто слушаю. Вот фронтмена “Депеш мод” взял, чтобы сделать приятное тем, кто рожден в 70-х. Но это не искусство, чтобы задумываться или что-то чувствовать. Это чтобы прийти и воскликнуть: “О, а этого я знаю!”. А потом, поняв, что тут все знаменитые люди, начать ходить и узнавать: “А вдруг есть тут тот, о ком я думаю”.
Особенно Егор горд работами, написанными акрилом:
— Вот этот портрет Боуи я только сегодня утром доделал. Первым писал Кита Ричардса. А что касается Чэда Бейкераю, то подступал к нему с опаской — вообще впервые писал чернокожего человека, не был уверен, получится ли…
Спрашиваю Егора, а вдруг кто-то захочет купить один из портретов?
— Все, что на бумаге — пожалуйста, продам. А оргалитные работы вполне себе бесценны…
Выставка “Музыка в лицах” работает на первом этаже библиотеки-музея имени Гладиной (ул. Ленина, 24а) — приходите посмотреть!