“Темная лошадка” и ее создатели

“Темная лошадка” - на старте спецучастка в Геленджике, на чемпионате России. Фото Николая Комарова, фотографа РАФ.
“Темная лошадка” — на старте спецучастка в Геленджике, на чемпионате России.
Фото Николая Комарова, фотографа РАФ.

“Как это все называлось?”… Не успеваю я развить вопрос, как тут же слышу: “Это называется хобби, то, от чего мы получаем удовольствие!”. Я беседую с Константином Дановым между первым и вторым этапами чемпионата России по трофи-рейдам. Вернулась оттуда апатитская команда “Темная лошадка” с шестым местом в своей группе. В конце мая — второй этап, новые вызовы и новые результаты.

 

Детали гонки

— Чемпионат России по трофи-рейдам проходит каждый год, в несколько этапов. В этом году в Геленджике, Ленобласти и в Карелии. Трассы всегда новые, нельзя воспользоваться шаблоном езды, — рассказывает Константин. — В Геленджике мы не увидели суперсложных, непроходимых трасс. Трудность в другом — нужно быстро принимать решения, потому что местность пересеченная, гористая, и очень много глины, что для нас ново. Это не грунтовая дорога, тут может встретиться очень глубокая колея, зачастую с серьезным уклоном. Всюду глина — скользко невероятно! Опытные штурманы обулись заранее в футбольные шиповки, чтобы не скользить, когда нужно пешком бежать с лебедкой.

В этом году впервые за долгое время ввели новый формат соревнований — по дорожной книге. В ней расписан каждый поворот, нужно читать и считать, например, сколько метров до развилки, второстепенные и основные трассы все время держать в голове. И вот перед тобой две дорожки, а по какой ехать? Мы здесь впервые, местность незнакомая, терялись часто. Крутимся на пятачке, думаем, как бы нам привязаться к местности, смотрим, другая машина подлетает и, не сбавляя скорость, вылетает на нужную дорогу. Так едут лидеры, это здорово!

Понравилась организация, отношение к спортсменам. В этом году на чемпионате был зафиксирован рекорд — 57 экипажей-участников во всех категориях. Это очень много! Конечно, люди поразили, мы смотрели, как они едут и понимали, что этому надо учиться. Сразу видно, кто и почему заслуженный мастер. Иногда мы не могли догнать машину классом младше — думали, что мы крутые на нашей замечательной машине, а не получалось…

Тут нужно отметить, что категории, в которых выступают спортсмены, делятся по уровню подготовки автомобиля. Существуют специальные технические требования к машинам, они делятся по категориям ТР-1, ТР-2 и “абсолют”. ТР-1 — условно без изменений, ТР-2 — с большим количеством изменений, “абсолют” — машины свободной конструкции, ограничения минимальны. У команды Константина Данова как раз “абсолют” — машину он вместе с сыновьями создавал с нуля.

Константин Данов примеряет место пилота, сидя на кирпичах в гараже... Фото из архива семьи Дановых.
Константин Данов примеряет место пилота, сидя на кирпичах в гараже… Фото из архива семьи Дановых.

Болгаркой отрезал кузов

История автопрототипа “Темной лошадки” — удивительная. Вы только представьте: сел человек на кирпичи в гараже, взял в руки руль, задумался, прикинул в уме, и вскоре вокруг него образовалась машина. Вернее, он сам ее “образовал”, своими руками. Старт строительства был в августе 2017-го, а в мае 18-го команда уже выступала на прототипе в трофи “Ладога”. Пока в Мурманской области подобная машина — единственная.

— Существуют определенные критерии постройки автомобиля, они — как аксиома. Да, нужен был проект, но у нас не было возможности его заказать. А когда все только в голове, приходится многое переделывать, один узел мог не стыковаться с другим, приходилось возвращаться обратно. Мы смотрели на машины участников, брали какие-то технические решения. Подвеска, расположение стоек, каркас — есть определенные правила, по ним мы и строили машину. Кроме деталей, пришлось покупать много специальных инструментов. Например, трубогибочный станок, полуавтомат для сварки…

Но началось все гораздо раньше. В 2006 году в семье появился полноприводный китайский “Great Wall”. Для бездорожья машина неплохая, долго продержалась в стандартном состоянии, пока хозяева не решили с ней поиграть. Навесили большие колеса, поехали сопровождать старшего сына в стокилометровой велогонке вокруг Хибин, и тут же в речке Белой на переправе “утонули”. Поняли, что машина не очень приспособленная, и началось: поменяли мосты, трансмиссию, появились “тойотовские” узлы: мотор, коробка, раздатка, блокировки… Много информации апатитские умельцы находили на американских форумах — именно там законодатели мод в доукомплектации авто для трофи.

— Мы начали ездить на соревнования на “Great Wall”, никаких призов вначале не брали, поняли, что проблемы с весом — очень тяжелая машина. Началось отпиливание лишних деталей — так, перед “Арктик-трофи” 2013 года, я взял болгарку и отрезал половину кузова. Дети помогали мне в этом веселом занятии. Сохранились фото и видео — вжик, и одна рама осталась! В таком облегченном варианте поехали на соревнования, там увидели машины навороченные, которые умели, кажется, все!

По словам Константина, “Арктик-трофи” — очень тяжелое испытание. В течение семи дней люди и техника находятся в глухих местах. Если что-то случится — никто на помощь не приедет и не прилетит, в этом и заключается главная фишка “Арктик-трофи”. И, как правило, запчасти, инструменты все участники везут с собой. Если ломается что-то всерьез — идут пешком до техпомощи. Так два года назад финско-норвежский экипаж прошел по лесу 37 километров в одну сторону, взял нужные детали и отправился обратно. На гонке, насколько может вспомнить Константин, была всего пара случаев, когда машины эвакуировал вездеход.

Жена говорит — поехали!

Вообще, в этой истории многое происходило почти случайно. Так бывает, когда человек горит идеей — мир и люди будто бы подкидывают в этот костер дровишки!

— Звонит мне как-то утром товарищ из того самого финско-норвежского экипажа и говорит: “Костя, есть для тебя подходящие мосты, в Таллине”. А я про них долго думал, хотя цена пугала. И тут жена говорит — поехали! Если бы не она, не было бы ничего. Мне очень сложно решиться, а она человек действия. И мы поехали в Таллин за мостами, вывозили частями, таможня задавала вопросы… И как только мы их привезли, тут же удалось снять гараж бок о бок с моим. Хозяин разрешил пробить дырку, сделать дверь. И понеслось! Мы еще ездили на “китайце”, а в гараже уже был построен стапель под прототип…

Мотор на нем — от “Тойоты”, V-образная шестерка. Она непростая, тоже доработанная, там механический нагнетатель добавочный. Мы даже не знаем, какая у него мощность, так как в Мурманской области нет замерочного стенда. А докручивали машину мы прямо на “Ладоге”: настраивали узлы, агрегаты. Откатались неплохо — новая машина, сырая, но она не подвела и мы выехали на третье место.

Фото из архива семьи Дановых.
Фото из архива семьи Дановых.

Путь к чемпионату

Итак, на счету апатитской команды “Темная лошадка” — трофи по северам и Ленобласти. Каким же образом они попали в Геленджик?

— А начало ведь и было положено на “Арктик-трофи”, где мы трижды побеждали. Там познакомились с экипажем из Москвы, который поинтересовался: чего мы не участвуем в чемпионате России? Задумались, и взялись за прототип… Мы решили, что у нас все есть: техника, возможность, навык, можем поехать на чемпионат России. Еще раз проговорили с детьми об этом, с женой. И заявились!

В первом этапе команда “Темная лошадка” состояла из Константина Данова в качестве пилота и Алексея Матвеенко, штурмана. На второй этап Константин отправится с младшим сыном, Романом. Насчет сентябрьского, в Ленобласти, будет видно. Кроме того, с апатитской командой в качестве техподдержки ездят Павел Кидун из Кировска, Александр Зайцев из Мурманска и Алексей Карпов из Кандалакши.

— Случайных людей в этом спорте не бывает. И основной плюс тут не в том, что тебя знают за достижения, а в том, что это компания единомышленников: мы по-хорошему соревнуемся между собой и помогаем друг другу. Перед Геленджиком мы не успевали окончательно подготовиться, попросили о помощи — друзья тут как тут!

Шестой результат первого этапа чемпионата для “Темной лошадки” — промежуточный, расставит всех по местам итог трех этапов. Но апатитская команда уверяет: они могут лучше и будут стараться.

— Тут важен опыт и понимание машины: не сломать ее, одновременно выжав максимум. Первым будет тот, кто сможет это сделать. А какими мы будем в итоге, покажут только трассы!

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *