Открыл “окно”, шагнул в магазин

Вы пережили “черную пятницу”? Потратились? Сколько времени провели на интернет-страницах магазинов? А думали ли вы при этом, что онлайн-шопинг радикально меняет всю сферу потребления и влияет на экономику, особенно таких маленьких городков, как наш? И что дальше?
Три миллиона на область

Если вы зайдете на почту, то увидите, как уже не каждый второй, а девять из десяти человек выносят оттуда посылки и бандерольки от крошечных до огромных. Почта доставляет все: от смартфонов и губных помад до ковров и мебели в разобранном виде. Даже “ИКЕА” сподобилась, и 11 октября подписала с “Почтой России” меморандум о намерениях в области доставки товаров по территории страны.

Кстати, знаете, сколько посылок мы получаем? Вот данные за 10 месяцев 2018 года от “Почты России” по Мурманской области. К сожалению, нет статистики, сколько отправлений — из интернет-магазинов, но, например, большинство “мелких пакетов”, по словам почтовых работников — именно оттуда.
Итак, из регионов России мы получили 658677 посылок, из-за рубежа — 7020, а “мелких пакетов” за те же месяцы — 2 179 271. Представляете, область, в которой живет 754 тысячи человек за 10 месяцев получила почти три миллиона почтовых отправлений в целом!

А что происходит в масштабах страны? Запущен новый наземный маршрут из Китая с использованием собственного поезда “Почты России” “Владивосток — Москва”. Самолеты “Почты России” ТУ-204С увеличили количество регулярных авиарейсов из Китая в Россию — сейчас они совершают от двух до пяти рейсов в сутки. По прогнозу почтовиков, в целом, по итогам 2018 года, они обработают более 354 млн международных почтовых отправлений, что на 25 процентов превысит показатель прошлого года. В 2018 году выведен на полную мощность логистический центр около аэропорта “Внуково”, который способен обрабатывать до 1,5 млн почтовых отправлений в сутки (всего в стране будет построено 38 логистических центров). Эта инфраструктура создается для обслуживания потребностей российских и зарубежных участников рынка дистанционной торговли. Запуск центров позволит к 2021 году обеспечить доставку товаров населению на следующий день после онлайн-заказа во всех крупных городах страны и через день в областных центрах.
В свою очередь китайские предприниматели сейчас активно создают логистические центры-склады вдоль границы с Россией, чтобы предприниматели, которые продают купленные за границей товары, могли легче получить свой заказ.

Это очень тяжело…

Владельцы магазинов в городе, вероятно, так же, как и по всей стране, отмечают сегодня сразу несколько острых моментов. Часть покупателей ушла в интернет, зато в маленькие города пришли сетевики, а еще уже пятый год не заканчивается кризис: покупатель экономит. Вот некоторые цитаты из бесед с апатитскими предпринимателями в сфере торговли.
Магазин косметики, подарков: “Одни минусы для нас. Последние годы стало заметно меньше покупателей, соответственно, выручки упали. Людям удобнее, сидя дома, заказать какой-то товар в интернете, чем идти и искать его по магазинам. Владельцы магазинов плачут по ночам. А если без шуток, то снижают свой процент прибыли, стараются сделать больше рекламы своим товарам, чтобы хоть как-то привлечь покупателей”.

Магазин одежды и обуви, парфюмерии, часов: “Лучше не становится, но по нам больше, чем интернет, ударили сетевые магазины. На 20-23 процента просели продажи за последние три года. Дошло до того, что у нас примеряют вещь и тут же, не стесняясь, заказывают ее в интернет-магазине. Что мы делаем? Стартуем сразу же со скидок, например… Но к нам, слава богу, продолжают идти те, кто не может покупать без примерки, не потрогав ткань”.

Магазин бытовой и компьютерной техники, телефонии: “Плюсы Интернет-торговли для нас, как для предпринимателей на торговых площадях, найти сложно. Минусы легко угадываются, в нашей категории товаров — это значительное падение продаж в сегменте мелкой бытовой техники. Но даже и в “крупной”, такой, как холодильники, например, четко видна такая тенденция. Их заказывают, например, на пункты самовывоза. Вероятно, когда станет платежеспособно поколение наших детей, торговля практически переместится в Сеть, это мы еще “трогальщики и щупальщики”, а они в Сети ориентируется лучше, чем в реальном пространстве”.

Интересно, что есть в Апатитах и те, кто ловко совместил интернет и реальную жизнь в отношении торговли. Это те, кого в стародавние времена, наверное, назвали бы фарцовщиками, а теперь они — некие негоцианты, те, кто берет на себя функцию розыска и доставки в город товара, а также распределения его тут в “хорошие руки”. Так люди организуют страшно популярные нынче группы “совместных покупок”, так организуют раздачи покупок в маленьких помещениях с небольшой арендой, так открывают шоу-румы. Чем подобная торговля кардинально отличается от обыкновенной? Например, ты можешь заказать себе платье и сапоги, примерить и… отказаться от покупки. Никто косо на тебя не посмотрит и не отругает — заказанное тобой приобретет следующий, кто придет в магазинчик, например, по объявлению “У нас есть в наличии!”. Или же ты видишь на интернет-страничке товар, выбираешь нужное, делаешь заказ и идешь за ним в оффлайн-точку в городе.
Один из предпринимателей, что уже много лет занимается подобным видом торговли — между онлайн и офлайн — рассказал некоторые нюансы апатитского предпринимательства:

— На мой взгляд, интернет очень сильно бьет по магазинам. Люди заказывают там все: бытовую химию, продукты, все, что можно не примерять: пижамы, футболки. И даже коляски — можно найти ровно в полцены! Люди попросту очень экономят.
Кроме того, знаю примеры, когда магазины одежды закрывались потому, что владельцы попросту отставали от моды. Люди жалуются, что нечего купить, хотя магазинов много. Или товар качественный, а цена зашкаливает.
А еще я считаю, что у нас в городе здорово завышена арендная плата. Если бы ее снизили — бизнес бы загибался меньше. Покупательная способность людей падает быстрее, чем снижаются арендные ставки, и это ужасно…
Продуктовые магазины позакрывались потому, что у нас нет столько покупателей, а значит, пошла просрочка — началось перенасыщение продуктового рынка. А вот маленькие магазинчики выживут, если будут продавать свежее и нужное людям моментально: хлеб, молочку, алкоголь.
В электронике нужны площади, а у нас опять же аренда дорогая. И сети на предпринимателя давят. Значит каждому нужно придумывать что-то свое, какую-то привлекательную для людей фишку. А если безвкусица, нерасторопность и нет никакой “изюминки” — нет у магазина будущего.

О том, что думают об интернет-торговле, аренде и подъеме предпринимательского духа в непростые времена наши соседи из шведского города Умео, читайте в следующем номере.

Так проще!

Почему же мы все чаще отправляемся за покупками не в магазин, а в виртуальное пространство? Вот что отвечали мне самые обыкновенные горожане на вопросы: “Что покупаете чаще всего в онлайне, и почему там?”, “Почему для покупателей онлайн-шопинг становится более привлекательным?”, “Какие минусы и риски у интернет-покупок?” и “Какие товары останутся в офлайн-торговле всегда?”.

Надежда, 38 лет:
— Во-первых, офлайн многое не купить — те же ткани, товары для рукоделия. Во-вторых, в интернете часто дешевле, в-третьих, спокойнее: никто над душой не стоит, магазин не закрывается, выбирай хоть круглосуточно.
Привлекает большой выбор, низкие цены, удобное время покупки.
Минусы — невозможность точно оценить вид и качество товара, быстро определить подделку, незащищенность транзакций, проблемы с доставкой, не мгновенность покупки.
Всегда будут покупать то, что нужно прямо сейчас: лекарства, продукты, ботинки только что разорвались… В общем, все товары повседневного спроса. Да и вообще любые, ибо спонтанные покупки никто не отменял.

Олег, 33 года:
— Чаще всего покупаю электронную технику (смартфоны, фитнес-браслеты), автозапчасти и автохимию, спортинвентарь.
Покупаю потому, что есть огромный выбор, есть возможность сразу почитать отзывы, сравнить товары на разных вкладках, посмотреть реальные видеоотчеты от реальных людей, а не от менеджера по продажам. В интернете дешевле.
Риски — это отсутствие прямой гарантии, места, куда можно сразу отнести и сдать неработающий товар, нужно куда-то отправлять и ждать.
В офлайн буду покупать цветы, продукты, алкоголь, — все то, что нужно прямо сейчас и нет времени ждать. Ну и конечно то, что нужно трогать, нюхать, вертеть в руках.

Екатерина, 34 года:
— Покупаю в тех интернет-магазинах, у которых есть доставка в их же магазины реальные. Это “Буквоед”, “Детский мир”. Потом забираю заказ в магазинах, не люблю связываться с почтой — у нас очень разные графики. Люблю покупать там, где могу использовать бонусы, например, Сбербанка. Еще я покупаю косметику уходовую в онлайне периодически.
Думаю, всем дешевле и проще, нежели носиться по городу.
Я никогда не буду покупать в онлайне одежду, потому что надо видеть, как сидит на мне, идет ли цвет… Также обувь мне надо примерять обязательно. Не буду покупать духи или декоративную косметику, если точно не знаю номер или аромат — всегда хочется увидеть вживую цвет, попробовать на себе. Сумки хорошие всегда предпочитаю посмотреть и пощупать. Если есть возможность что-то видеть вживую перед онлайн заказом — я этим пользуюсь.
Думаю, офлайн-магазины всегда останутся, ведь шопинг — это целый процесс и не всегда покупки в нем самоцель.

Лиза, 29 лет:
— Покупаю почти все: одежду, аксессуары, кухонную утварь, декор для дома. Онлайн-шопинг позволяет покупать в любом месте, в любое время и изучить несколько магазинов за пять минут, сравнить цены. Так же мы видим весь ассортимент, а в магазинах не всегда найдешь все размеры и цвета.
Есть риски не угадать с товаром, он может прийти поврежденным. Но это очень большая редкость.
Думаю, что обычные магазины себя изживут, будут просто более ориентированные онлайн-магазины. Останутся, наверное, только те, что продают мебель, машины, квартиры… Хотя это все мы изначально смотрим через интернет. Ну и шубы!

Анастасия, 29 лет:
— В основном я пользуюсь сайтом “Вайлдберриз”, так как там есть возможность примерить вещь и отказаться, если не понравится. Чаще всего онлайн покупаю одежду: можно выбрать товар в любое время, хоть ночью, подобрать сразу по заданным параметрам, посмотреть, как вещь сидит на модели. Можно отследить цену на товар и поймать скидку.
В интернете вещи дешевле, а также есть те, которых нет в магазинах города. Можно сэкономить время на поездках и беготне по магазинам.
Если от товара нельзя отказаться, то есть риск, что вещь не подойдет, будет не такого качества, как на фотографии. Нельзя “опробовать”, к примеру, покатать коляску, проверяя ее маневренность, или полежать на матрасе, испытав его мягкость. И если товар нужен срочно, то иду в обычный магазин.
Останутся всегда в реальной продаже продукты питания, одежда и обувь, нижнее белье.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *