Александр Петрович Портянко родился 2 апреля 1929 года на Украине, в селе Бакалы Белоцерковского района Киевской области. До начала войны окончил пять классов, а юность и взросление пришлись на лихие военные годы. В семье было еще две сестры и братишка. Отец до войны работал председателем сельсовета, воевал на фронте. Мать работала в колхозе. И поскольку она осталась одна с четырьмя детьми на руках, старший сын хозяйничал по дому.
Территорию, где проживала семья Портянко, освободили 3 марта 1944 года. Александр работал в колхозе имени Молотова ездовым — на лошадях, в отряде для охраны территории, патрулировал окрестности, по ночам смотрел, чтобы никто не хулиганил. В июле 1944 года был принят в комсомол, позже возглавил комсомольскую организацию, а с началом учебного 1945 года вернулся в школу, окончил семилетку.
В 1946 году поступил в Киевский строительный техникум железнодорожного транспорта, который окончил в 1950 году и был направлен работать на Одесскую железную дорогу. Потом по решению правительства его отправили на Дальний Восток, в Нижне-Амурское управление строительства, базировавшееся в Комсомольске-на-Амуре. На Дальнем Востоке работал на строительстве железной дороги от Комсомольска-на-Амуре до Татарского пролива в должностях старшего десятника — старшего прораба. После смерти Сталина стройку закрыли и направили Александра в Министерство среднего машиностроения на Урал, на строительство железной дороги.
***
В марте 1957 года Александр Петрович перешел на работу в Минтранстрой (Министерство транспортного строительства), где был зачислен на должность начальника строительно-монтажного поезда №318 с дислокацией “Мурманская область, город Кировск”. В 1959-1960 годах занимался строительством подъездных железнодорожных путей к Кировскому и Расвумчоррскому рудникам, а также расширением станционных железнодорожных путей комбината “Апатит” на 23-м километре. 27 марта 1961 года был избран в Кировский горисполком заместителем председателя. В 1961 году поступил и в 1965 году окончил курс заочной Высшей партийной школы при ЦК КПСС (руководство промышленностью). 11 декабря 1961 года Александр Петрович Портянко был переведен в трест “Апатитстрой” и 21 мая 1962 года назначен начальником управления “Химсантехмонтаж”.
1 марта 1964 года управление “Химсантехмонтаж” было передано из треста “Апатитстрой” в трест “Севэкскавация”. За активное участие в строительстве Кировской ГРЭС в период 1955-1964 годов Александр Петрович на основании приказа Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР №11 от 22 января 1965 года был награжден значком “Строитель Кировской ГРЭС”. Строили магистральный водопровод от подстанции Имандра до ГРЭС, а также ограждающую плотину для приема пульпы. В апреле 1964 года был избран секретарем парткома треста “Апатитстрой”.
Выдержка из книги “Будни великих строек”: “Портянко Александр Петрович — ветеран строительства Кировско-Апатитского района, оказал большую помощь В. К. Егорову в становлении треста, подборе кадров и воспитании коллектива строителей. Человек умный, грамотный, справедливый”.
По окончании работы в тресте “Апатитстрой“ был выдвинут на самостоятельную работу в качестве управляющего. 3 мая 1971 года назначен управляющим трестом “Севэкскавация”. Центральный комитет ВЛКСМ наградил его юбилейным значком ЦК в связи с 50-летием Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи. 28 мая 1971 года награжден Центральным комитетом ВЛКСМ значком “За активную работу в комсомоле”.
***
4 февраля 1961 года постановлением Совета народного хозяйства Мурманского экономическо-административного района на базе Северного управления экскаваторных работ был создан трест “Севэкскавация”, призванный субподрядным методом осуществлять работы по разработке и экскавации земли. В 1972 году трест “Севэкскавация” был переименован в трест “Спецстроймеханизация”, а его организации — в специализированные управления. В состав треста были переданы Мурманское управление механизации строительства, СУ №3 из треста “Мурманскжилстрой” и завод “Ремстроймаш”. С этого времени трест стал именоваться областным и производил работы по всей Мурманской области: вели земляные работы от Никеля, Ковдора, Мурманска до Кандалакши, Ловозера, Оленегорска, Мончегорска и Апатитов.
Новое наименование треста и его строительных организаций более четко соответствовало профилю выполняемых строительно-монтажных работ, в который входили экскавация грунта, устройство магистральных трубопроводов, благоустроительные работы. Производственный цикл стал более емким, с непрерывным процессом, от рытья траншеи до сдачи в эксплуатацию магистральных сетей водопровода, теплопровода, канализации.
***
В 1964-1978 годы строили железную дорогу в Ревде на Ловозерский ГОК (строительство сетей и пульповодов для сброса пульпы, а также строительство плотин для ограждения хвостохранилища). В поселке Ревда выполняли земляные работы, сети и благоустройство на строительстве жилых домов и объектов соцкультбыта. 1972 -1973 годы — строительство подъездных автодорог (в полном объеме: земляные работы и покрытие бетоном) к рудникам Центральный плато Расвумчорр и Коашвинский. И проработал Александр Петрович Портянко в качестве управляющего трестом “Спецстроймеханизация“ по март 1987 года — всего шестнадцать лет. Трест “Спецстроймеханизация” за успехи в социалистическом соревновании в десятой пятилетке пять раз награждался переходящим Красным знаменем и денежной премией Минтяжстроя СССР и ЦК профсоюза рабочих строительства и промстройматериалов, три раза — второй денежной премией.
Трест имел отличный парк строительных и дорожных машин. На смену устаревшей малопроизводительной технике с ручным и рычажным управлением приходили современные, отвечающие требованиям лучших мировых стандартов, машины с гидравлическим приводом. Более производительные, комфортабельные, мобильные и универсальные машины, способные эффективно работать в суровых условиях Заполярья.
Техническое перевооружение строительных организаций треста, внедрение средств малой механизации, улучшение использования техники позволили поднять уровень комплексной механизации до 99,2 процента. Парк экскаваторов вырос в 4,5 раза, бульдозеров — в пять раз, автокранов — в 25 раз, автогрейдеров — в восемь раз, монтажных кранов — в 39 раз. В десятой пятилетке много было сделано для укрепления материальной базы строительства. На развитие и строительство производственных баз, а также оснащение специализированных управлений машинами и механизмами было израсходовано больше 10 млн рублей. Рационализаты подали около шести тысяч предложений, 80 процентов которых были внедрены в производство. Экономический эффект от этих предложений составил 15 миллионов 499 тысяч рублей. Кроме того, внедрено 13 изобретений с экономическим эффектом около 200 тысяч рублей. В коллективе треста 117 работников были награждены орденами и медалями СССР, пяти присвоено звание “Заслуженный строитель РСФСР”…
И все это время трестом руководил опытный, грамотный строитель, умелый организатор производства, принципиальный коммунист. Его знают ветераны труда не только Кировска и Апатитов, но и строители других организаций Мурманской области. Много лет отдал он строительству Апатитов и Кировска. Города росли на его глазах и при его непосредственном участии. В 1979 году от 22 июня Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему присвоено звание “Заслуженный строитель РСФСР”.
***
В сентябре 1987 года Александр Портянко был принят на работу в трест “Апатитстрой“ в должности заместителя управляющего. В июле 1989 года переведен начальником отдела кадров, социального развития и быта, а в 1997 году был назначен на работу в качестве председателя ликвидационной комиссии АК “Апатитстрой”. В январе 2001 года был уволен в связи с уходом на пенсию. Неоднократно избирался депутатом Апатитского городского Совета народных депутатов, являлся членом Кировского ГК КПСС, членом Мурманского областного совета профессиональных союзов. Всю жизнь работал на совесть и был верным своему делу. Имеет правительственные награды.
Александр Портянко, как отличившийся при строительстве и освоении производственных мощностей комбината “Апатит” имени Кирова Мурманского Совнархоза, Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом “Знак Почета” 30 марта 1965 года. За добросовестный труд и активное участие в строительстве мощностей производственного объединения “Апатит” — орденом Октябрьской революции 5 апреля 1971 года. Орденом Трудового Красного Знамени — 19 марта 1981 года, медалью “За доблестный труд ” — 21 марта 1970 года, значком “Отличник соцсоревнования Минтяжстроя СССР” — 20 июля 1978 года, победитель социалистического соревнования 1978 и 1979 годов, “Ветеран труда СССР” — медаль вручена 18 января 1984 года, награжден медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.”, юбилейной медалью “Ветеран МИНСТРОЯ СССР — Россевзапстроя”, имеет множество иных наград. Ему была присуждена премия Совета министров СССР за разработку проекта и строительство АНОФ-2 4 августа 1971 года.
Почетный гражданин города Апатиты с 1995 года. С 2016 года — председатель Совета ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда и тыла.
Подготовил Александр Проскура
(печатается с сокращениями).