Трогайте химию руками!

В Институте химии есть множество сотрудников, для которых общение со студентами и школьниками такая же важная деятельность, как и научный труд. Потому что без молодых, энергичных и пытливых исследователей, любопытных и легких на подъем, будущее любого, даже самого выдающегося научного института нельзя назвать прекрасным.

 

Для того, чтобы работать с современным американским анализатором, нужно прочитать три тома инструкций. Роман Кушляев с этим справился! Фото Елены Балабкиной
Для того, чтобы работать с современным американским анализатором, нужно прочитать три тома инструкций. Роман Кушляев с этим справился! Фото Елены Балабкиной

Ученые, инженеры, студенты и школьники

Поэтому много лет в ИХТРЭМСе ученые, инженеры, лаборанты занимаются с детьми, объясняют элементарные научные понятия, демонстрируют опыты. В общем, делают все, чтобы молодые люди не просто заинтересовались наукой химией, а попали под ее очарование на всю жизнь. Таким важным делом в институте занимаются супруги Яничевы — Александр и Наталия, Софья Михайловна Маслобоева, Юлия Петровна Семушина, Алевтина Николаевна Гостева — она отмечена благодарностью губернатора Мурманской области за работу со школьниками, Валентина Ивановна Петрова.

Есть в ИХТРЭМСе химико-аналитическая лаборатория №32, она работает на весь институт. Именно там трудится удивительный человек — Роман Кушляев. Роман Геннадьевич — ведущий инженер-химик, а еще он преподает химию в двух школах — №5 и №6. Его путь к большой науке не совсем обычен.

Роман Кушляев вырос в поселке Коашва, там учился в школе, а после девяти классов решил поступать в профессионально-техническое училище №11 (ПТУ-11 — так прежде назывался Апатитский политехнический колледж имени Голованова). Любопытная деталь: именно в 1995 году, когда поступал Роман, там открыли набор на новую специальность — лаборант химического анализа. И как только он получил диплом, химиков в училище решили больше не готовить, открыли группу обогатителей.

Сначала Роман Кушляев устроился в лабораторию пыли и газов в Кировске, потом на Восточный рудник — в подразделение по производству взрывчатых веществ “ПОРЭМИТ”. Но 1 апреля 1999 года он стал сотрудником ИХТРЭМСа и с тех пор место основной работы не менял. Высшее образование получил в Мурманском государственном техническом университете.

 

Учить интересно, учиться здорово

Химико-аналитическая лаборатория, где трудится Роман Кушляев, большая, занимает целый этаж. В одних кабинетах обстановка особенная, музейно-загадочная: ряды пробирок, бутыли с разнообразными жидкостями, мензурки и реторты, старинные вытяжные шкафы и стеллажи. В других — современные и очень дорогие приборы российского и зарубежного производства, из США и Японии, в которых можно увидеть, как горит плазма при температуре в диапазоне от шести до десяти тысяч кельвинов. Роман Геннадьевич поясняет, что температура поверхности Солнца — 5500 кельвинов, а они работают даже с более высокими значениями.

В эти кабинеты Роман Геннадьевич приводит школьников на экскурсии. И тех, кого учит сам, и других, в том числе из городов области. Со школьниками он общается легко и с удовольствием. Ведь, помимо того, что он инженер-химик, Роман еще и учитель химии первой категории (в этом году аттестуется на высшую), педагогический стаж — десять лет, и уже четвертый год он — старший эксперт по ЕГЭ по химии в области от Апатитов и Кировска.

— Началось все с родной школы в Коашве, — рассказывает Роман Кушляев. — В школе не хватало учителей, и четыре года мне пришлось преподавать там не только химию, но и биологию, и информатику. Потом я два года преподавал в кировской вечерней школе, вслед за этим меня пригласили в апатитскую школу №6 и не так давно в пятую школу. Основным местом работы для меня является институт, а преподавание скорее хобби — полностью перейти в школу я, честно, не готов.

— Удивительное хобби, редкое. Это ведь очень сложный труд — учить детей, нервный, энергозатратный. Но и благодарный тоже…

— Да, очень приятно работать с одаренными детьми. Если я таких встречаю, стараюсь со школьных занятий интегрировать их в науку. Это не всем дается и не всем нужно — заниматься наукой. Но если один из тридцати пойдет в науку, придет в наш институт — уже хорошо. Есть в образовании такое понятие — выявлять “золотые орешки” или “золотые головы”. И чем раньше ты заметишь такого ученика, тем лучше. Тех, кому интересна химия, я готовлю к предметным олимпиадам, конкурсам. 22 декабря мы с детьми заняли второе место в области на всероссийском химическорм турнире школьников.

Слушать, видеть, пробовать

— В Мурманской области есть школа одаренных детей “А-элита”, она работает на базе Дворца детского творчества “Лапландия”. Наш институт сотрудничает с ней почти пять лет: ученики приезжают в Апатиты, посещают занятия. Я провожу для них экскурсии. На этих экскурсиях мы даем возможность “потрогать” химию руками, поставить элементарные опыты, познакомиться с современными приборами. Такая практика, как и школа, в которой занимаются одаренные дети, способствует их развитию, они глубже погружаются в научную среду. Это им помогает быстрее определиться, кем они хотят стать в будущем, куда будут поступать — на химический факультет, биологический или даже медицинский. А наша лаборатория как раз позволяет углубиться в химические исследования. И все ее сотрудники, и наша замечательная заведующая Галина Степановна Скиба, и руководство института, в том числе новый директор ИХТРЭМС Сергей Кузнецов. К тому же в нашем институте проходят практику студенты-химики, с ними как раз работают другие сотрудники и ученые института.

— Роман Геннадьевич, школьники задают на экскурсии вопросы?

— Дети задают много вопросов — сложных, интересных и даже провокационных. Экскурсия хороша тем, что здесь они видят то, о чем на уроках только слышат. Были у меня и такие ученики, которые совсем не хотели идти на экскурсию, ведь они, как правило, проходят во внеурочное время. Зато потом говорили, что ни грамма не пожалели, что пошли. Чаще всего это мальчишки. Химия, кстати, для мальчишек подходящее и просто отличное занятие: почти все делаешь сам, своими руками и, что важно, видишь результат собственной работы.

Помимо Романа Кушляева, ребят в лаборатории встречает Валентина Ивановна Петрова. О родном ИХТРЭМСе она знает все, это добровольный историограф института. В ее столе масса познавательной  литературы, в том числе книга с автографом автора — Ивана Владимировича Тананаева. С доктором наук, профессором химии Тананаевым Валентина Ивановна была знакома лично.

Уже сейчас в Институт химии пришли на практику те, кого еще недавно учил в школе Роман Кушляев. Значит, ИХТРЭМС нашел очень правильный и эффективный путь, в котором каждый сотрудник, занимающийся образовательной деятельностью — на своем месте, а все вместе они делают очень важное дело.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *