У природы бывают и хорошие новости. Цветение дуба — одна из них. Это дерево — большая редкость за Полярным кругом, а уж то, что он цветы выпустил, и подавно чудо.
Любоваться дубом мы пришли вместе с Оксаной Гончаровой, старшим научным сотрудником лаборатории интродукции и акклиматизации растений Полярно-альпийского ботанического сада-института, кандидатом биологических наук.
— В ПАБСИ четыре образца дуба черешчатого, два из них выращены из семян, два поступили живыми растениями. Это крупное, обычно сильно ветвящееся дерево с огромной кроной и мощным стволом. Дерево однодомное, но цветки раздельнополые — есть мужские и женские. Часто у растений с раздельнополыми цветками в первые годы цветут только мужские цветки, через три-пять лет появляются и женские. Цветение и плодоношение начинается у деревьев возрастом от 40 до 60 лет, — рассказала Оксана Александровна.
— А почему наш дуб больше на куст похож? В Средней полосе дубы — это очень высокие и мощные деревья.
— У этого дерева обмерзали верхушечные почки, вот он и стал похожим на куст, принял другую жизненную форму.
Дуб соседствует с еще одним удивительным деревом-кустом — ясенем обыкновенным. В свое время его привезли в Апатиты из Карпат, и это было живое растение, из природы. Еще один сосед дуба — бук. Но если бы Оксана Александровна не указала нам на небольшое деревце, мы бы и не остановились, маловат ростом бук.
Разговор о дубах и ясенях был бы не полным без упоминания клена. Как объяснила нам Оксана Гончарова, в коллекционном фонде ПАБСИ девять образцов клена. Цветение наблюдается лишь у двух образцов — это клен голый, клен остролистный форма Шведлера. Последнее растение обильно плодоносило в 2015 году, однако семена оказались не всхожи. В этом году после цветения плоды не завязались.
Экспериментальный участок вмещает огромное количество деревьев и кустарников. Они представляют бесконечное разнообразие природы по всему миру. Но мы не могли налюбоваться яблонями — они усыпаны гроздьями крупных белоснежных цветков. Так красиво обычно цветут яблони в Средней полосе в мае. А у нас июль на дворе.
— Это яблони ягодные, сибирский вид, — рассказывает Оксана Александровна. — У нас он растет с 50-х годов. Плоды у этой яблони примерно такого же размера, как ягоды рябины. И если вы увидите плод в полтора сантиметра в диаметре — это очень хороший размер.
Обильно в этом году зацвел боярышник. Хорошо цвел и рододендрон, еще одно прекрасное растение, которое хорошо себя чувствует на Крайнем Севере. На экспериментальном участке ботанического сада рододендрон представлен семью видами. Большая часть образцов в коллекции выращена из семян культурного происхождения, полученных из-за рубежа.
А вот — то, что мы привыкли называть кедрами, но правильно называть это дерево — сосна сибирская кедровая. Эти сосны, как рассказала Оксана Гончарова, взяты живыми растениями из лесных культур Апатитского лесхоза, там они были выращены из семян красноярских лесхозов. Именно такие кедры высажены в Апатитах, к примеру у школы №10.
По нашему мнению, некоторые хвойные деревья на экспериментальном участке по красоте превосходят все кремлевские елки вместе взятые. Например, пихта бальзамическая. Родина этой красавицы — хвойные леса Северной Америки (распространяется почти до зоны тундры). Ее идеальная крона превосходит своей величавостью крону любой ели. Не зря американцы называют ее серебряной пихтой. Способная жить на болотах (у нее поверхностная корневая система), бальзамическая пихта может занять то место, на котором не будут расти ни колючие ели, ни другие пихты. Многочисленные фиолетовые шишки только увеличивают ее декоративность. Считается недолговечной, живет до 150-200 лет.
Прогулка со специалистом-дендрологом по цветущему и благоухающему экспериментальному участку сделала нашу любовь к родной природе еще крепче (несмотря на зловредных комаров).