Глубокое погружение

Апатиты. Как и зачем школьники стали участниками медицинского научного исследования

Ученикам пятнадцатой школы очень повезло! Ведь попасть к врачу, особенно узкой специализации, очень сложно. А к этим детям прямо в школу пришли не просто медики, а исследователи-физиологи с самой современной аппаратурой.

Сергей Пряничников, инженер-исследователь, Алла Мартынова, научный сотрудник, и Павел Терещенко, старший научный сотрудник, провели обследование школьников и теперь обрабатывают результаты. Фото Анны Глодевой

Сергей Пряничников, инженер-исследователь, Алла Мартынова, научный сотрудник, и Павел Терещенко, старший научный сотрудник, провели обследование школьников и теперь обрабатывают результаты. Фото Анны Глодевой

Договорились быстро

Обычный учебный день и обычный школьный медицинский кабинет, куда пришли старшеклассники, чтобы пройти скрининговое ЭКГ-исследование. И это далеко не обычная процедура, которую каждый из нас хоть раз, да проходил. Кстати, сколько раз детям ее делают? Как мне помнится, если проблем и жалоб нет, то крайне редко. Но беда в том, что жалобы у детей появляются, когда уже есть проблемы с сердцем. А, как известно, болезнь легче предотвратить, чем лечить. Вот как раз выявлением групп повышенного риска и занимаются сейчас в школе.

Это пилотный проект, с 27 марта его проводят в школе сотрудники научно-исследовательского Центра медико-биологических проблем адаптации человека в Арктике КНЦ РАН. Решение глубоко обследовать школьников, точнее их сердечно-сосудистую систему, возникло сразу у нескольких людей.

— Идея скрининга детей школьного возраста родилась не на пустом месте, — рассказывает Павел Чуфырев, депутат городского Совета депутатов. — Ведь партия “Единая Россия”, членом которой я являюсь, в этом году запустила новый партийный проект “Здоровье детям”, нацеленный на совершенствование оказания медицинских услуг в школах и детских садах.

Мне стало известно, что НИЦ КНЦ РАН рассматривает возможность приобретения инновационного электрокардиографа, позволяющего за небольшой период времени проводить массовый скрининг. Эта процедура помогает выявить сердечно-сосудистые патологии на ранних стадиях. Тогда и возникла идея в качестве пилотного проекта проверять учеников школы №15, а затем и школы №10, которые расположены в моем избирательном округе. Провели несколько рабочих встреч. НИЦ КНЦ РАН идея таких исследований понравилась. Директора школ и специалисты Управления образования Апатитов ее поддержали.

 

Как и зачем?

Телемедицинское оборудование, а именно “Кардиометр — МТ”, от простого электрокардиографа отличается, как мне кажется, как космический корабль от велосипеда. При помощи него ЭКГ делают за несколько секунд, и примерно столько же времени уходит на расшифровку. Прибор все делает сам — это позволяет программа автоматической интерпретации с поддержкой интернет-телеметрии ЭКГ в покое. На деле все выглядит, как обычная процедура снятия электрокардиограммы, только прибор очень маленький и подключен к ноутбуку.

Ученые обследуют детей для своих, научных целей — в первую очередь оценивают влияние Крайнего Севера на их здоровье. Результаты обследования станут практическим подкреплением теоретических исследований.

А что получают школьники, лучше Галины Кудюмовой, не только депутата, но и директора школы №15, никто объяснить не смог:

— Пользу от обследования сами школьники вряд ли сейчас смогут оценить. А вот нам и родителям просто необходимо как можно больше знать о состоянии здоровья детей. Ведь все мы знаем о случаях гибели детей во время физических нагрузок, казалось бы, безо всяких причин. А потом выясняется, что у ребенка были проблемы с сердцем, о которых никто и не догадывался. Поэтому отказываться от участия наших ребят в этом проекте было бы глупо.

Как объяснил Владимир Мегорский, директор НИЦ МБП КНЦ РАН, по результатам обследования дети будут условно делиться на три группы — зеленую, желтую и красную.

— Первая — это здоровые дети, во вторую попадают те, у кого есть возможность развития нарушений ритма сердца. Это не диагноз, а только группа риска, требующая дополнительного диспансерного учета, наблюдения и профилактических мер. А вот если у ребенка уже есть проблема в виде функциональных нарушений или ритма сердца, это красная зона, и значит, участковые врачи и детский кардиолог должны обратить на него особое внимание. Бояться этого не надо, ведь детский организм обладает очень высокими компенсаторными возможностями, благодарно отзывается на адекватное и своевременное лечение и достаточно быстро восстанавливается.

По словам Владимира Владимировича, все результаты будут переданы как школьному медику, так и в детскую поликлинику. Также информацию о здоровье ребенка получат и родители.

— Только не так быстро, как они хотят — уже сейчас мне иногда звонят и просят какие-то справки, — говорит Владимир Мегорский. — Дело в том, что пока мы получаем предварительные результаты.

Оказывается, у детей снимают не одну, а две кардиограммы: если можно так сказать, быструю — за 25 секунд, а также ту, которая требует большего времени.

Как говорит Владимир Владимирович, первая дает моментальный результат, а вторая его дополняет и углубляет. Но показания второго вида исследования требуют большего времени на расшифровку. В первую очередь будут обрабатываться результаты из красной зоны, затем из желтой и зеленой.

— По уже обследованным детям, я думаю, окончательные результаты будут готовы чуть позже, но, судя по предварительным данным, детей из красной зоны в школе не выявили.

По словам Владимира Мегорского, единоразовым обследованием этот проект не закончится, обязательно будет повторное. А итогом такого тандема науки с медициной должны стать не только научные отчеты и статьи, а методические рекомендации для населения, врачей и властей.

 

Поддержать надо!

Именно от властей зависит, будут ли подобные обследования проводить и в других учебных заведениях. Все дело в деньгах. Сейчас скрининг проводят бесплатно, в рамках научной работы. Но все школы, а в идеале и другие образовательные учреждения, наука не потянет. Хотя обследование недорогое — себестоимость его порядка трехсот рублей на одного ребенка, но все же затратное. Вот тут и понадобится помощь властей, а точнее депутатов, которые принимают решение о распределении бюджетных средств.

— По окончании пилотного проекта мы сможем на примере этих школ увидеть динамику заболевания сердца у наших детей в целом, — говорит Павел Чуфырев. — Имея на руках данные по двум школам, можно будет выходить на обсуждение этого проекта в области уже с реальными предложениями, как раз в части совершенствования оказания медицинских услуг в школах. Более того, мы можем предлагать проводить такие скрининг-тесты в дополнение к обычным медосмотрам, которые проходят школьники.

На работу ученых и медиков уже обратили внимание в областной Думе.

— Безусловно, эту инициативу необходимо поддержать, при условии соблюдения всех необходимых правовых норм и обеспечения тесной взаимосвязи с врачами-педиатрами Апатитско-Кировской ЦГБ, — говорит Евгений Тарбаев, главный врач Мурманской городской клинической больницы скорой медицинской помощи, депутат Мурманской областной Думы. — Профилактика — составная часть медицины. Создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска — важнейшая социально-экономическая и медицинская задача государства. А одна из задач проектов партии “Единая Россия” “Здоровое будущее” и “Здоровье детям” — усиление профилактики здоровья детей, внедрение современных скрининговых программ.

— По моему мнению, очень нужная, интересная и полезная инициатива, — говорит Надежда Максимова, председатель комитета по социальной политике и охране здоровья Мурманской областной Думы. — По результатам работы для профилактики заболеваний школьников можно будет рассмотреть возможность выделения средств из областного бюджета на эти цели.

Это интересно(5)(1)

1 Комментарий

  1. тот:

    Бессовестные единороссы — голосуют за бюджет, где сокращаются расходы на медицину и остальную социальную сферу, а пиарятся на здоровье детей, на том, что и так должно входить в перечень медуслуг по ОМС.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *