Азбука снов. Часть 2.

6hbexM0VgBYЗдравствуйте, уважаемые читатели! Вновь с вами Илья Балымов, и мы продолжаем наш разговор – теперь уже в новом формате, только в Интернет-версии. Сегодня продолжим тему «Азбука сновидений» и поговорим, как и договаривались в прошлый раз, о сексуальном содержании сновидений с точки зрения З. Фрейда, а также по просьбе одной из читательниц коснемся вопроса о числах и цифрах в сновидениях.

Итак, как мы установили в прошлой статье, ценность сновидений в том, что они открывают истинное Я человека, показывают наиболее значимые тенденции, потребности, неудовлетворенные желания человека — именно те, которые составляют основу его психической жизни. Ну а поскольку у разных психологов совершенно несхожие представления о том, что же составляет основу психической жизни, то нет и единого подхода к толкованию снов.

Мы с вами решили обратиться прежде всего к классикам, а там где дело касается научного анализа сновидений, это, конечно же, З. Фрейд. Огромная роль, которую он отводил в психической жизни сексуальности, давно уже стала притчей во языцех. Развенчанием стереотипа о помешанности основателя психоанализа на сексуальности мы займемся как-нибудь в другой раз, а сейчас остановимся на том, какой сексуальный подтекст все же скрыт в наших сновидениях.

Но прежде небольшая ремарка.

[spoiler]С позиции Фрейда, сны действительно наполнены сексуальными образами. Но значит ли это это, что сновидцы то есть мы с вами сексуально озабочены? Пожалуй, что да. Логика здесь примерно такая. Базовый инстинкт, который «вшила» мать-природа в мозг каждого живого существа — это продолжение рода, которое на индивидуальном уровне возможно лишь через максимально продуктивное продолжение самого себя. Этот инстинкт (продолжение вида) самый главный, все остальные инстинкты подчинены ему. Он имеет множество проявлений, но главное из них – это сексуальность, которая, собственно, и обеспечивает сохранение вида. И если для животных сексуальность естественна, то у человека она подавляется культурой. Естественное, ничем не ограниченное проявление сексуальности (как у животных) противоречит законам жизни общества. Этот тотальный конфликт между натурой и культурой находит отражение и на уровне индивидуальной психики. Натура (природное начало) требует от взрослого человека активного сексуального поведения, а культура (мораль) заставляет сдерживать, замораживать сексуальность. Сны же в данном случае выполняют компенсаторную функцию, рассказывают о наболевшем, неудовлетворенном, но делают это в образной, символической форме. Почему, спросите вы, сексуальное содержание не демонстрируется хотя бы во сне прямо и откровенно, почему сны не наполнены половыми органами и актами? Просто из соображений безопасности, чтобы не шокировать нас с вами. Ну, например, природная сексуальность не признает родственных отношений, а вот культура устанавливает один из самых сильных запретов на кровосмешение. Внимание, вопрос: как вы себя будете чувствовать после пробуждения, если увидите во сне половой акт с близким родственником? Угу. Вот потому сексуальность даже во сне проявляет себя только в виде образов и метафор. Давайте же перейдем, наконец, к знакомству с ними![/spoiler]

 

Большая часть сновидений имеет сексуальный подтекст, считал основатель психоанализа. Соответственно, многие образы сновидений так или иначе отсылают нас к сексуальной сфере, причем в снах эта сфера представлена гораздо проще и примитивнее, чем в обычной жизни. Наше отношение к сексуальности в сновидениях регрессирует до детского. Вспомните как проявлялся ваш интерес к половой жизни, половым органам в дошкольном, младшем школьном и в начале подросткового возраста. Примерно также (в соответствии с одним из этих возрастов) сексуальность проявляется и в снах — в своем изначальном виде.

Прежде чем раскрывать карты и давать информацию о сексуальных образах сновидений я хочу дать вам немного времени для размышлений. Есть три основных фокуса внимания в сексуальной сфере: мужские половые органы, женские половые органы и половой акт. Подумайте, пожалуйста, в каких образах могут они раскрываться в снах. А после того, как ответ будет готов, прошу вас сверить его с отрывком из книги З. Фрейда «Введение в психоанализ».

[spoiler]

 

BhotqKiK87M«Итак, сновидение изображает мужские гениталии несколькими символами, в которых по большей части вполне очевидно общее основание для сравнения. Прежде всего для мужских гениталий в целом символически важно священное число 3. Привлекающая большее внимание и интересная для обоих полов часть гениталий, мужской член, символически заменяется, во первых, похожими на него по форме, то есть длинными и торчащими вверх предметами, такими, например, как палки, зонты, шесты, деревья и т.п. Затем предметами, имеющими с обозначаемым сходство проникать внутрь и ранить, т.е. всякого рода острым оружием, ножами, кинжалами, копьями, саблями, а также огнестрельным оружием: ружьями, пистолетами и очень похожим по своей форме револьвером… Также вполне понятна замена мужского члена предметами, из которых льется вода: водопроводными кранами, лейками, фонтанами и другими предметами, обладающими способностью вытягиваться в ДЛИНУ, например, висячими лампами, выдвигающимися карандашами и т.д. Карандаши, ручки, пилочки для ногтей, молотки и другие инструменты являются несомненными мужскими половыми символами.
Благодаря примечательному свойству члена подниматься он изображается символически в виде воздушного шара, цеппелина, аэроплана… К числу менее понятных мужских сексуальных символов относятся определенные пресмыкающиеся и рыбы, прежде всего известный символ змеи… Почему шляпа и пальто приобрели такое же символическое значение, конечно, нелегко узнать, но оно несомненно…
awYSPXtLyUc
Женские половые органы изображаются символически при помощи всех предметов, обладающих способностью ограничивать полое пространство, что-то принять в себя. Т.е. при помощи шахт, копей и пещер, при помощи сосудов и- бутылок, коробок, табакерок, чемоданов, банок, ящиков, карманов и т.д. Судно тоже относится к их разряду. Многие символы имеют больше отношения к матке, чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи и прежде всего комната. Символика комнаты соприкасается здесь с символикой дома, двери и ворота становятся символами полового отверстия. Материалы тоже могут быть символами женщины, дерево, бумага и предметы, сделанные из этих материалов, например, стол и книга. Из животных несомненными женскими символами являются улитка и раковина; из частей тела рот как образ полового отверстия, из строений церковь и капелла. Как видите, не все символы одинаково понятны.
К гениталиям следует отнести также и груди, которые, как и ягодицы женского тела, изображаются при помощи яблок, персиков, вообще фруктов. Волосы на гениталиях обоих полов сновидение описывает как лес и кустарник. Сложностью топографии женских половых органов объясняется то, что они часто изображаются ландшафтом со скалами, лесом и водой, между тем как внушительный механизм мужского полового аппарата приводит к тому, что его символами становятся трудно поддающиеся описанию сложные машины.
Как символ женских гениталий следует упомянуть еще шкатулку для украшений; драгоценностью и сокровищем называются любимые лица и во сне; сладости часто изображают половое наслаждение. Самоудовлетворение обозначается часто как всякого рода игра, так же как игра на фортепиано. Типичным изображением онанизма является скольжение и скатывание, а также срывание ветки. Особенно примечателен символ выпадения или вырывания зуба. Прежде всего он обозначает кастрацию в наказание за онанизм. Особые символы для изображения в сновидении полового акта менее многочисленны, чем можно было ожидать. Здесь следует упомянуть ритмическую деятельность, например, танцы, верховую езду, подъемы, а также переживания, связанные с насилием, как, например, быть задавленным. Сюда же относятся определенные ремесленные работы и, конечно, угроза оружием…

[/spoiler]

 

Напомню, что в психологической науке, помимо фрейдовского, существует несколько подходов к анализу сновидений. Все эти подходы являются более поздними, а потому в них существенно переосмысливаются и принципы анализа и понимание символики. Поэтому, если взгляды З. Фрейда вам пришлись не по вкусу,  рекомендую обратиться к идеям А.Адлера и К.Юнга — возможно их концепции произведут на вас большее впечатление.

Ну а я исполню обещанное и рассажу о том, какое значение в снах могут иметь числа и цифры. Вообще, переходя к этой теме, нужно помнить следующее. Чисел как таковых в природе не существует, это лишь наш человеческий способ описания материального мира. Но язык чисел и особенно отношений между ними настолько совершенен  и гармоничен, что еще в глубокой древности числам стало приписываться мистическое, священное значение. Например, один из создателей математики Пифагор считал, что именно число лежит в основе всего сущего и постигая суть чисел мы постигаем природу мироздания. Тот же самый Пифагор, помимо признаваемых современных наукой математических открытий совершил еще много паранаучных достижений. Например, разработал основы нумерологии, которая, в частности сводит все многообразие мира к простым числам от 1 до 10 и каждому из этих чисел приписывает определенные значения. Этот подход получил широкое распространение и в современном мире вполне может состязаться с астрологией — как в популярности, так и в научной необоснованности.

Что же касается научно обоснованной символики чисел, тем более применимой к сновидениям, то ее разработка является делом чрезвычайно сложным. Приведу здесь отрывок из книги одного из наиболее авторитетных авторов в данной области — Х. Лейнера — СИМВОЛДРАМА Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков.

[spoiler]pvCxyq7SyDkЧисло символизирует порядок, последовательность и упорядоченность. С его помощью осуществляется качественная и количественная оценка как мира, так и человека.  … В работе с конкретным рисунком, образом или сновидением мы сталкиваемся с символикой чисел, например, при анализе числа коров на лугу, лепестков на цветке или же числа секций батареи на рисунке комнаты, и т. п.

Число «один» символизирует уникальность, целостность, единство. На одном полюсе это — одиночество, на другом — всё, всеобщность, абсолютность. Если на рисунке (в сновидении) явно выделяется один — единственный предмет — это может говорить о нарциссических тенденциях.

Число «два» символизирует разделение, полярность, противопоставление, противоположность, и, что особенно важно для психодиагностики, сомнение. С другой стороны, «два» — это соединение двух, пара, связь, соответствие. Наша культура во многом дихотомична. Ее определяют такие пары, как земля — небо, день — ночь, солнце — луна, мужское — женское, душа — тело, добро — зло, право — лево, верх — низ и т. д.  В мифологии дуалистические мифы характерны для наиболее архаической социальной организации общества. В числе «два» нет структуры, есть только направление. Структура, а следовательно, и стабильность появляется в числе «три».

Число «три» — это число полноты, совершенства, «три» символизирует развитие, цикл, динамику. Динамическое течение времени также выражается в трехчленной структуре: «начало — середина — конец», «рождение — жизнь — смерть», «прошлое — настоящее — будущее». В сказках мы часто встречаем трех героев («три сына», «три принцессы»), три социальные функции (например, «три желания»), на троичном принципе композиции построены многие произведения искусства (трилогии, триптих и т. п. ). Степень превосходства часто подчеркивается повторением числа «три» как суперлатива (тридевятый, трисвятый, треклятый).

Число «четыре» — это число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики. Особое значение числу «четыре» придавал К. Г. Юнг, считавший его главной символической основой целостности мира и человека. Однако в отличие от динамической целостности, символизируемой числом «три» и троичной структурой, для числа «четыре» с его кватеральной структурой характерна статическая целостность. «Четыре» образует идеально устойчивую структуру, что отразилось в мифах о сотворении мира и ориентации в нем (четыре стороны света, четыре времени года, четыре первоэлемента: «огонь  вода — земля — воздух» и т. д. ). Четыре компонента актуализируются в таких важнейших геометрических фигурах, как крест и квадрат. Они оказывают сильнейшее архетипическое и мифопоэтическое воздействие на человека. Квадрат символизирует абсолютное начало, равенство, порядок, простоту, единообразие, мудрость, справедливость, истину. По своему построению он совмещает в себе систему важнейших двоичных противопоставлений, описывающих мир: право — лево, верх — низ. В этом аспекте раскрывается еще один символический смысл числа «четыре» — Удвоенное «два». Крест — это один из наиболее Распространенных и универсальных символов единства, жизни и смерти, материи и духа, имеющий архетипическое, сакральное, ритуальное значение. Он известен практически во всех культурах в Европе, Азии, Австралии, Океании, доколумбовой Америке, начиная с верхнего палеолита. Крест — это также мо. дель человека или антропоморфного божества (человека с) распростертыми руками). Духовный аспект креста восхождение духа, устремление к высшему началу.

Число «пять» символизирует скрытое, сокровенное знание, магию. Слово «квинтэссенция» переводится с латинского на русский язык как «пятая сущность». В то же время это число человека, число его тела: руки, ноги и голова число его тела: руки, В мифологии число, <пять> служит эталоном символического описания наиболее важных характеристик макро — и микрокосма число, число континентов, число первоэлементов: эфир, огонь, вода, земля, воздух; число органов чувств, внутренних органов, страстей и т. д. ).

Число «шесть» символизирует разделение видимого и невидимого мира, соединение противоположностей. Это число равновесия.

Число «семь» характеризует общую, в представлении многих культур, универсальную идею Вселенной (семь дней недели; количество цветов спектра, семь тонов в музыке: константа, определяющая объем человеческой памяти, и многое другое). В этом качестве оно представлено в сказаниях, мифах, легендах (семь братьев, семь богатырей, семь гномов, семеро козлят и т. д. ). Существует много гипотез, объясняющих универсальный характер «таинственной семерки». Одна из них: «семь» — это четвертая часть лунного месяца, определяющего многие процессы на земле (приливы и отливы, женский цикл и др. ). Другая гипотеза связывает число «семь» со звездами и космической энергией. Особо важное: значение имеют при этом семь звезд в созвездии Большом медведицы.

«Восемь» — это число статичности, космической симметрии. В нем еще больше статики, чем в числе «четыре». Это как бы удвоенное «четыре». С другой стороны, восемь — число стагнации, застоя психических процессов. Поэтому появление восьми элементов в рисунке, образе или сновидении должно настораживать при проведении психодиагностики.

Число «девять» воплощает в себе завершение, замыкание циклической полноты, троекратное повторение трех, «триада триад». «Девять» — это символ неба, одухотворенности, сакральное число во многих культурах.

«Десять» — это число разумного мышления, полноты, фактор исчисления. Связано это с возникновением счета по десяти пальцам рук.

Число «одиннадцать» в средневековой Европе долгое время слыло плохим, колдовским, дьявольским числом. «Одиннадцать» считалось числом греха. Связано это с тем, что «одиннадцать» — это уже не «десять», но еще не «двенадцать» — два числа, используемые как основания десятичной и двенадцатеричной систем счисления. «Одиннадцать» как бы обесценивает собой «десять», но еще не дотягивает до «дюжины». «Одиннадцать» — это также простое число, символ неразрешимого.

«Двенадцать» — это тоже число полноты и равновесия, основание двенадцатеричной системы счисления (дюжинами, дюймами, пенсами и т. п. ), происхождение которой также связано со счетом на пальцах, а именно, по 12 фалангам четырех пальцев руки (кроме большого пальца) с внутренней стороны ладони. Так как это число как бы искусственное, «выдуманное» человеком, а не «природное», оно несет в себе, в основном, только положительное значение (12 месяцев, 12 зодиакальных созвездий, 12 верховных богов в Греции и Риме, 12 апостолов, 12 колен Израилевых и т. п. ).

«Тринадцать» — это, пожалуй, самое амбивалентное число. С одной стороны, оно считается символом несчастья, а с другой, многие люди верят, что оно принесет им счастье. Подобно «одиннадцати», оно как бы обесценивает собой «двенадцать» и, в то же время, как бы продолжает, дополняет его. И, наконец, хотелось бы еще раз напомнить, что не следует стремиться истолковать каждую отдельную деталь рисунка, образа или сновидения, как бы раскладывая его по полочкам. Сновидение, образ и рисунок — это прежде всего метафора. Именно таким целостным, метафорическим подходом и нужно руководствоваться при интерпретации.

[/spoiler]

На этом, уважаемые читатели, предлагаю разговор о снах и сновидениях закончить и перейти к новым, не менее интересным темам. Например, к защитным механизмам психики — различным способам самообмана, с помощью которых мы «бежим» от реальности,  уберегая себя от психологических травм. И конечно же, я с радостью выслушаю ваши пожелания и предложения о тематике психологического ликбеза!

Добрых вам снов и благополучной яви! До новых встреч.

 

 

Поделитесь:Share on VK
VK

Один комментарий на “Азбука снов. Часть 2.”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *