Как создаются сны

Психологический ликбез

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами снова Илья Балымов, и мы сегодня поговорим об одной из самых загадочных и неоднозначных областей психологии — анализе сновидений.
Говорят, что книги Льюиса Кэррола об Алисе — литературный экскурс в теорию сновидений.

В путешествиях Алисы по Стране Чудес есть эпизод, когда “как она ни пыталась, она не могла найти ни тени смысла, хотя все слова были ей совершенно понятны”. Эта цитата очень хорошо передает замешательство человека, который пытается понять, о чем был только что увиденный сон. Подсказки из сонников, типа “если вам приснилась береза, покрытая листьями, приготовьтесь к романтическому знакомству недалеко от воды”, здесь не подходят. Ведь, говоря с нами через сон, бессознательное использует специальные секретные шифры и коды, позволяющие, с одной стороны, обойти цензуру Эго, а с другой — хотя бы во сне прикоснуться к тому, что действительно важно.
Если вы хотите глубоко вникнуть в искусство анализа сновидений, рекомендую замечательную книгу “Основы юнгианского анализа сновидений” (авторы Калина, Тимощук). Она написана простым, понятным языком, а описание методов анализа сновидений сопровождается примерами.
Сейчас мы рассмотрим общие основы анализа снов.

Во-первых, всегда следует помнить, что сновидение имеет не менее двух уровней содержания: явное (то, что собственно приснилось) и скрытое (то, о чем на самом деле говорит сон). Важно то, что сон никогда не следует понимать буквально, приснившееся — это шифр. Во-вторых, есть определенные механизмы, которыми пользуется психика для преобразования скрытого содержания в явное. Зная о том, как работает сновидение, мы лучше сможем понять, что скрыто за символами и образами. Таких механизмов обычно четыре: сгущение, сдвиг, драматизация (образность), вторичная обработка.

Сгущение — это, пожалуй, главный механизм работы сновидения. Оно “сгущает краски” вокруг особенно важного. Например, одни и те же образы многократно повторяются, или в одном сновидении присутствуют несовместимые образы. Например, снятся рядом дедушка и внук, хотя вы знаете, что внук родился уже после смерти деда. Или вы видите во сне дом, в котором жили в детстве, но он странным образом включает в себя детали дома, в котором вы живете сейчас. Когда мы обнаруживаем в сновидении сгущение, наша задача — понять, по какому принципу происходит такое объединение или повтор событий.

Следующий механизм — драматизация. Суть его — перевод того, что можно сказать словами, на язык образов, который мы во сне схватываем, но утром совершенно не можем понять, ведь он игнорирует логику. На языке сна невозможно выражать привычные для нас абстрактные понятия, но метафор хоть отбавляй. Например, высокая башня может обозначать высокие чувства, а высокая цена фотоснимка с каким-то человеком — то, насколько “дорого” обойдется проявление чувств к нему.

Сдвиг — это смещение эмоциональных акцентов с того, что наиболее важно, на то, что второстепенно либо вообще не имеет значения. Если какой-то человек рассказывает вам сон и все его внимание при этом приковано к какому-то очень яркому моменту, вы вполне можете предположить, что этот фрагмент на самом деле не несет важной информации. А вот о других деталях сна, которые он будет расценивать как совершенно не заслуживающие внимания, интересны при анализе. Так, если человек рассказывает, как во сне прыгал с парашютом, и упоминает, что в самолете с ним летел коллега, вы можете попытаться понять, что мог символизировать этот коллега: работу в целом, конфликт в коллективе и так далее.
Вторичная обработка — это когда человек пытается припомнить детали своего сна и рассказать его. Этот механизм устраняет нелепость, бессвязность и абсурдность сновидения, в результате чего мы воспринимаем свой сон как относительно связное и гармоничное целое.

Что же касается символики сновидений, тех устойчивых смыслов, которые несут в себе отдельные образы (например, море, лес, горы) — об этом мы поговорим на следующей неделе. Добрых и ярких вам снов, уважаемые читатели! Задавайте свои вопросы о снах, и я с удовольствием на них отвечу — электронный адрес ilyabalymov@gmail.com

Это интересно(3)(0)

1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *