Выбирая способ хранения денег, каждый из нас руководствуется принципами удобства и безопасности. Кому-то кажется, что банковская карта вполне надежна, а кто-то доверяет только сберкнижке. Но все ли знают, что мошенники научились воровать деньги отовсюду?
Сговорчивые покупатели
На днях в полицию обратилась очередная жертва виртуальных мошенников. История, как все ей подобные, началась с того, что пенсионерка из Кировска решила продать дачу. 1 июня она разместила объявление о продаже на сайте “Авито”. Через два дня ей позвонил мужчина, заверил женщину, что хочет купить дачу, но поскольку сейчас находится в другом городе, готов перевести деньги на банковскую карту продавца. Кроме того, мужчина убедил пенсионерку: для того чтобы перевод произошел, женщина должна пойти к банкомату. Там она выполняла те операции, которые диктовал мужчина на “том конце провода”, в том числе сообщила ему свои данные пользователя, которые необходимы для доступа к банковскому обслуживанию в Интернете.
В результате, со счета пенсионерки пропали один миллион 177 тысяч 726 рублей. Причем деньги, которые пропали, женщина хранила не на карте, а на сберкнижке! Как же произошло списание средств?
Об этой схеме нам рассказала жительница Апатитов, которая сама себя назвала “первая жертва новой схемы мошенников и отсутствия информации от банка”.
Дачу Надежда Котова задумала продать в начале декабря прошлого года. Разместила объявление на сайте “Авито”, а через пару дней ей позвонил “покупатель”.
— Он расспросил все об участке, говорил, что хотел бы ее купить, но уезжает в командировку за границу, поэтому готов заплатить задаток, чтобы я ее никому другому не продала, — рассказывает Надежда Петровна.
Она согласилась и назвала номер своей банковской карты. С этого момента “покупатель” уже не выпускал Надежду Петровну из своих пут. Он тут же начал разъяснять ей, какие шаги она должна предпринять, чтобы покупатель смог перевести деньги.
— Он постоянно звонил, ни на секунду не давал расслабиться и прозреть. Я даже не имела возможности позвонить родным, чтобы посоветоваться! — говорит Надежа Котова.
Сама Надежда Петровна называет общение с покупателем не иначе как “телефонный гипноз”. Ведь во время разговора она покорно называла собеседнику все цифры, которые приходили ей в сообщениях, причем сами сообщения женщина и читать не успевала.
Кстати, на банковской карте у Надежды Петровны лежала небольшая сумма. Основные накопления женщина хранила на сберегательной книжке. А ее телефон подключен к услуге “мобильный банк”. Никакими другими средствами связи с банком она не пользуется. О сервисе Интернет-банк вообще никогда не слышала. Поверьте, это важная информация!
Лишний нолик?
Переговоры Надежды Петровны закончились тем, что покупатель предложил перевести на ее карту сначала 13 тысяч рублей. Объяснил: это будет пробный перевод, так сказать, “проверка связи”. Через несколько минут женщина получила сообщение от банка о том, что ее счет пополнился на… 130 тысяч рублей.
— Я тут же сообщила ему, что пришла гораздо большая сумма, продолжает Надежда Котова. — Тут в трубке раздался мужской плач, чуть ли не рыдания! Он пояснил, что ошибся — поставил лишний нолик. Начал говорить, мол, у него маленькие дети, да что скажет жена, да как он полетит без денег? Стал умолять вернуть ему на карту сто тысяч рублей, а 30 тысяч оставить себе в качестве предоплаты. Тут у меня совсем в голове помутилось…
Надежда Петровна, так же как и обманутая на днях жительница Кировска, пенсионерка. Люди старшего возраста все-таки воспитаны в советские времена и для них даже мизерное подозрение в том, что они нечестны на руку, неприемлемо.
— Я шла к банкомату, а в голове стучало: мне не нужны чужие деньги! — говорит Надежда Котова.
В таком состоянии женщина оказалась в отделении банка. Там отдала дежурной по залу свою карту и номер карты “покупателя”. Девушка ушла куда-то, потом вернулась и, со словами “ничего не получилось”, вернула карту Надежде Петровне. Тогда женщина отправилась к окошку оператора банка, которая оказалась ее соседкой.
— Там я рассказала всю историю, дала Людмиле свой телефон и все время твердила: “Мне не нужны чужие деньги”. Девушка, наверное, заподозрила что-то неладное, начала меня спрашивать, знаю ли я владельца карты, уверена ли я, что на моей карте не мои деньги. Я объяснила, что до перевода на счету было чуть более пяти тысяч рублей, а сейчас больше 130 тысяч. Люда пошла к старшему сотруднику отделения и сказала: “Я считаю, что здесь какое-то мошенничество”. На что та предложила не переводить деньги с карты на карту, а снять их с моей карты, а потом положить их на карту того мужчины.
В итоге Люда выполнила указание руководителя, Надежда Петровна успокоилась и отправилась домой.
[adrotate banner=»64″]
Шокирующее открытие
— На следующее утро ко мне домой пришла Люда и рассказала, что заходила на работу и попросила коллегу проверить, нет ли на мое имя каких-нибудь вкладов. Та набрала мою фамилию в Интернет-базе и девушки увидели, что с моей сберкнижки при помощи Интернет-банка произошел перевод на мою же карту.
Оказалось, что мошенники сначала получили доступ к персональной странице Надежды Петровны в Интернет-банке. Помните те коды, которые женщина получала от банка и пересылала “покупателю”? Именно так мошенники зашли на ее страницу в сети. “Но как же так? Ведь женщина не пользовалась Интернет-банком!” — спросит внимательный читатель. Вот тут и начинается самое интересное.
Наверняка, большинство из нас пользуется услугой “мобильный банк”, и при этом никогда не регистрировались на сайте Интернет-банка. Оказывается, ваша регистрация там и не требуется: подключение “мобильного банка” автоматически делает вас пользователем Интернет-банка. То есть на сайте появляется ваша персональная страница, на которой указаны все ваши вклады, включая те, что на сберегательных книжках. Тот, кто получил доступ к этой странице, может абсолютно спокойно перекидывать деньги, к примеру с карты на сберкнижку или наоборот. Именно это и сделал мошенник, с которым общалась по телефону Надежда Петровна. Мужчина получил от нее нужные коды, затем доступ к ее Интернет-банку, перевел с ее сберкнижки на ее же карту 130 тысяч рублей, потом поплакал и попросил вернуть сто тысяч, что она и сделала. Таким образом, Надежда Петровна практически собственноручно отдала ему свои кровные.
Без вины виноватая
Обманутая женщина пыталась выяснить в отделении банка, почему его работники так халатно отнеслись к своей работе? Ведь они могли сразу после ее обращения проверить, что происходит со всеми ее вкладами.
— Когда я заключала договор с банком, ни о каком Интернет-банке мне никто ничего не говорил и в самом договоре о нем ни слова нет, — рассказывает Надежда Петровна. — Никто не сообщил мне, что мой вклад вот так просто может оказаться доступен мошенникам. На вкладе лежали мои пенсионные деньги, я доверила их на хранение банку и считаю, что банк несет за них ответственность.
Надежда Котова, конечно, обратилась в полицию, а потом написала претензию в банк, откуда получила ответ примерно следующего содержания: “Сама виновата”. Так же там были пояснения, что клиент ознакомлен с Интернет-банком и строго обязан соблюдать пункты, обеспечивающие безопасность его вкладов. А клиент, то есть Надежда Петровна, их не соблюдала и сама назвала мошенникам коды доступа. Примерно такой же ответ — очень вежливый, с рекомендацией обратиться в правоохранительные органы и полностью снимающий ответственность с банка, женщина получила спустя несколько месяцев и от начальника отдела обращений физических лиц по банковским картам головного офиса банка. А потом еще парочку от других специалистов банка все с теми же разъяснениями, как ее деньги пропали, и с надеждой, что их комментарии помогу пожилой женщине “разобраться в сложившейся ситуации”.
Надежда Петровна очень хорошо вникла в ситуацию, поняла как “ушли” ее деньги, но не поняла только одного — кто вернет ей накопленные средства и где теперь хранить те, что остались после “продажи дачи”? А в редакцию к нам она пришла, чтобы предупредить таких же, как она “не продвинутых” вкладчиков: ваши деньги не защищены.