Смелость быть женщиной

Мурманск. В областном художественном музее представлена неоднозначная фотовыставка

16-4-2

На выставке “Монокини 2.0” в Мурманске не просто женщины в купальниках. Это те, кто имеет право на весь мир заявить: “Посмотрите, я смогла, я сильнее вас всех”. Фото Анны Киреевой.

По большому счету это фотографии коллекции купальников. Но модели, демонстрирующие эти купальники, — женщины необыкновенные.
Посетители выставки восхищаются, ужасаются, грустят. И никто не остается равнодушным.

В новостях фестиваля “Баренц Птица”, который ежегодно проходит весной в Мурманске, меня привлекло сообщение о том, что в областном художественном музее открывается выставка “Монокини 2.0”. Слово интересное, как и суть выставки. Женщины, перенесшие рак груди, демонстрируют купальники. Причем открыта именно та часть, где ничего уже нет — только послеоперационный шов.

Я знаю, многие женщины, те, кто сумел вылечиться, перенести все испытания и тяжести, кто имеет право на весь мир заявить: “Посмотрите, я смогла, я сильнее вас всех”, — сникают и замыкаются в себе. Попав после больницы домой, они ощущают себя уродками, потому что у них теперь только одна грудь. Как жить дальше? Проект “Монокини 2.0”, как мне показалось, дает очень правильный ответ на этот вопрос.

Я попросила мурманскую журналистку Анну Кирееву сходить в музей. Аня — молодая и здоровая девушка, мне было интересно, как она воспримет этот арт-проект.
Вот что рассказала Анна:

— Лидеры проекта — две молодые финские художницы, Катриина Хайкала и Вилма Меттери. Идея подобного проекта принадлежит Элине Халттунен — женщине, из-за рака лишившейся молочной железы. Именно она обратилась к художницам с призывом обратить внимание на женщин, которые по-прежнему красивы, должны наслаждаться жизнью и быть уверенными в себе. В результате художницы попросили модных дизайнеров разработать серию купальников для женщин, перенесших мастэктомию.

На выставке, объехавшей весь мир, представлено десять фотографий. Женщины разного возраста и телосложения: хрупкие, спортивные, изящные, пышные. Абсолютно разные типажи.

Я побывала на ней с двумя подругами: одна, по случайному стечению обстоятельств, оказалась психологом, другая — онкологом. Так втроем и пришли. Выставочный зал оказался закрыт — его открывали индивидуально для каждого посетителя, поскольку выставку отнесли к категории “18+”. Только оказавшись внутри, я поняла смысл названия выставки — “Монокини 2.0”. Все мы знаем про бикини, существует манкини, теперь, с легкой руки финских дизайнеров, и монокини.

Мы разбрелись по залу, всматриваясь в фотографии. Красивые, уверенные в себе женщины в стильных купальниках, сделанных так, чтобы подчеркнуть отсутствие одной груди у каждой из моделей.

Я смотрела на них и задавалась вопросами от “каково это — быть на их месте и перенести такую операцию?” до “смогла бы я решиться на подобную фотосессию когда-нибудь?”. А что бы я подумала-почувствовала, если бы встретила такую женщину на пляже? Причем не в Шри Ланке, а, скажем, в Крыму или в Сочи?

Пока я пыталась понять свою реакцию и представить реакцию других людей, к нам обратилась смотрительница зала. Красивая женщина лет сорока сказала нам, что не может тут больше находиться, и попросила нас побыть без нее. “На меня эта выставка производит удручающее впечатление”, — сказала она с измученным видом и вышла.

Подруга-онколог объяснила — это одна из типичных женских реакций. Человек отрицает, что подобное может произойти с ним. В сознании женщины это что-то далекое, что-то, что с ней никогда не случится. А если она будет находиться рядом и это видеть, то сможет “заразиться”. Потому, признается подруга, многие женщины, перенесшие такую операцию, больше всего боятся возвращаться на работу — они не хотят видеть в глазах окружающих сочувствие, иногда и граничащее с брезгливостью.

К моему ужасу, подруга-психолог подтвердила ее слова. Я снова посмотрела на фотографии и поймала себя на мысли, что у меня они точно сочувствия не вызывают. Самодостаточные, уверенные, красивые и хрупкие женщины: ни тени стеснения, угнетения, ни оттенка жертвы общественного сочувствия.
А еще — мужественные. Смогли пережить операцию, осознать и принять новых себя, смогли продолжать получать от жизни удовольствие, а также призывать к этому всех женщин, которые прошли через подобные операции. Мне кажется, что выставка именно для этого.

К нашим обсуждениям подключилась вторая смотрительница зала — пожилая дама. Она искренне обрадовалась тому, что мы восхитились женщинами, спокойно рассуждаем о болезни, послушала рассказ подруги-онколога о качестве каждой операции и шрамов. Сказала, что с интересом смотрит за реакциями посетителей и искренне радуется, если они довольны.

В музее разработали систему оценок: каждому посетителю предлагают оценить выставку, бросив в специальную урну синий (плохо) или оранжевый (хорошо) квадрат. Нам разрешили посчитать результат после двух-трех дней работы выставки: из пятидесяти посетителей она понравилась сорока пяти!

Это интересно(3)(0)

1 Комментарий

  1. игорь дылёв:

    умницы вы, девчонки )))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *