— А теперь еще раз, повыше и посветлее! И не надо плюхаться на «ре». Все — с улыбкой! — так говорит Ольга Немченко, педагог детской школы искусств, но не детям, а коллегам. Учительский хор собрался на репетицию.
Сложно и легко
Вообще-то, хор — громко сказано. Вокальный ансамбль «Обычная история» — это девять человек с поющим хормейстером, плюс концертмейстер Марина Моторова. Все они профессиональные музыканты, преподаватели детской школы искусств.
— С одной стороны, с коллегами работать легче, потому что каждый все понимает, каждый профессионал, — говорит Ольга Немченко. — Но вот психологически сложнее: здесь ведь не настоишь на своем, как с детьми. Здесь — только вместе!
Ольга Немченко работает в школе искусств четвертый год, преподает пение. Она выпускница дирижерско-хорового отделения Петрозаводской консерватории. А два года назад директор ДШИ Ирина Паршина предложила создать учительский ансамбль. Не все сразу откликнулись, все-таки загруженность работой большая. Но постепенно пришли петь, и теперь ансамбль — великолепное четырехголосье, в каждой партии по два человека.
— Мы тогда начали репетировать в январе, а уже в апреле поехали на первый региональный конкурс исполнительского мастерства преподавателей «Пасхальные перезвоны» в Полярный, — рассказывает Ольга Николаевна. — И неожиданно заняли там первое место!
Классика и другое
В четверг на репетиции учителя с партитурами в руках разучивали «мадригал» на стихи Лермонтова, «Заход солнца» Грига и две песни о войне, в том числе «Землянку». Даже без сценических костюмов, в маленьком кабинете школы их пение производит сильное впечатление — от стройного многоголосия бегут мурашки, замирает сердце.
Начинал ансамбль с классики, придерживается ее и сейчас. Даже народные песни исполняют в особой стилизации. Жать только, что услышать их можно редко — они поют на школьных концертах, иногда в городских, в ДК, а вот сольной программы пока нет.
— Всего в нашем репертуаре сейчас десять песен, учим новые к Дню Победы — хотим сделать программу из военных песен. А еще спеть с нашими учениками, что-нибудь не очень сложное. Сегодня есть композиторы, которые пишут песни для детского хора: Дубравин, Хромушин, Марченко. Детям нужна симпатичная мелодия и простые слова. А мы, для себя, даже простые на первый взгляд произведения делаем посложнее — по звуку, образу, фразировке.
Но у взрослых, как и у детей, есть общее — волнение перед выступлением. Тем более, что все участницы ансамбля концертмейстеры и чаще бывают на сцене за роялем, а не лицом к публике. Но подобный комплекс снимается только частыми выступлениями.
По мнению Ольги Немченко, пение — это хоть и тяжелый труд, но и огромная польза:
— Конечно, физическое здоровье крепнет — работают легкие, диафрагма. Но гораздо больший плюс — эмоциональный фактор. Вот иногда плохое настроение, репетировать не хочется, а придешь, запоешь — и обо всем забываешь!