Казалось бы, кому из школьников сегодня интересен немецкий язык? Но трудно остаться равнодушным, если урок не скучный, а преподаватель улыбается. И сразу легче усваиваются сложные перфекты и другие премудрости.
Не раздражают
В этом году преподаватель немецкого языка Хибинской гимназии Галина Габаина стала одним из трех кировских педагогов, победивших в конкурсном отборе национального проекта. Вместе с учителем русского языка гимназии Ириной Ворониной и учителем физики школы №7 Маргаритой Мотавкиной она поедет в Мурманск, где состоится награждение.
Такие конкурсы организуют, чтобы поддержать и поощрить преподавателей, повысить престиж их труда. Готовя документы для участия в конкурсе, каждый учитель должен рассказать об опыте работы и успехах учеников. И здесь Галине Юрьевне есть чем гордиться. В последние пять лет ее ученики становились победителями олимпиад разного уровня. И это несмотря на то, что немецкий язык — второй при обучении, на первом месте, как известно, английский. Администрация школы очень удивилась, когда узнала, сколько детей выбрали в этом году факультатив по немецкому — любят ребята заниматься этим языком.
Галина Габаина считает, что отношение ребенка к предмету зависит прежде всего от личности педагога и от того, как сам он относится и к работе, и к ребятам.
— Конечно, профессия учителя требует большой самоотдачи, — говорит Галина Юрьевна. — Даже если ты не в школе, мысленно все равно там. Поэтому у учителя должна быть либо понимающая семья, либо — ее отсутствие. Мне, к счастью, повезло. Мои взрослые сыновья и муж, он тоже педагог, давно привыкли, что я много работаю. Поэтому муж, узнав о победе, сказал, что это и их заслуга.
Радость для меня и в том, что за 25 лет не исчез интерес к работе. Идешь иногда утром с разными мыслями, заходишь в класс и, видя детские глаза, забываешь о проблемах. Меня никогда не раздражают ученики, я отлично понимаю, что кому-то из них бывает сложно учить иностранный язык, ну нет у ребенка способностей…
— Встречали ли Вы пренебрежение к своему предмету, мол, немецкий — язык фашистов?
— Когда-то — да, сейчас довольно редко. Я всегда стараюсь объяснить ребятам, что по-немецки говорили Гете, Шиллер и Бах. А фашизм, как и терроризм — понятие интернациональное.
Узнать изнутри
— Как Вы стали учителем?
— Я родом из карельского города Кондопога. Еще в школе мне легко давался язык, хотелось продолжать его изучать. Учила немецкий. Раньше не спрашивали, какой язык тебе нравится: разделили класс пополам, одни попали в группу английского, другие, как я, — в группу немецкого. Потом поступила в Карельский государственный пединститут, только там был факультет иностранных языков. Помню, никто из наших студентов не собирался идти в школу, все мечтали о карьере переводчика. Но так получилось, что еще в институте я вышла замуж, а потом вместе с семьей приехала в Кировск. Другого выбора не было — пошла в школу. И не жалею.
— В Хибинской гимназии не один год действует международный школьный проект, в котором Вы активно участвуете…
— Это школьный обмен между учениками гимназии Германии и нашими ребятами. Создать его мы решили на одной из встреч местного клуба учителей немецкого языка — хотелось найти для детей возможность общаться и дружить с ровесниками, понять, что все мы похожи. Наши партнеры — это преподаватели и их ученики из городка Штраусберг, неподалеку от Берлина.
Но прежде, чем наладить контакты, пришлось потратить время на их поиск, переписку, переговоры. Несколько раз группа детей ездила в Германию, а потом мы принимали друзей в Кировске. Конечно, было много интересного. Ведь за две недели, пока ты находишься в семье, можно увидеть, как и чем живут обычные люди, понять их интересы. И еще язык подтянуть. Это совсем не то, что поездка по туристической путевке.
Запомнился один случай. Немецкий ветеран узнал о том, что будет встреча с русскими. В годы войны он воевал на Восточном фронте, потерял ногу, попал в плен. И там, по его словам, русские женщины подкармливали его и помогали, чем могли, тем самым спасли жизнь. Пожилой человек специально приехал издалека, чтобы вспомнить об этом и сказать слова благодарности русским. На ребят эта история произвела огромное впечатление.
— Что самое главное в работе учителя?
— Надо просто любить свое дело и любить своих учеников.