Ради науки и учителя не жалко! Даже очень хорошего. Так решили второклассники школы №10 и отправили свою Елену Павловну на “растерзание” к венериной мухоловке. К счастью, во время эксперимента педагог не пострадала.
На самом деле ученики вторых классов “десятки” не кровожадные. Они очень даже добрые и отзывчивые дети. Просто настолько увлеклись рассказом о хищных растениях, что без сомнений решили посмотреть, как мизинец левой руки педагога окажется в “челюсти” маленького, но очень прожорливого растения, произрастающего в Северной Америке.
Эксперимент проходил в конце урока. Хотя перед его началом школьники и подумать не могли, что лекция о растениях может быть настолько интересной. Заходя в класс, они спрашивали друг у друга, что за дяденька к ним пришел и зачем принес так много цветов в горшках.
— Так он лекцию нам будет читать, — отвечала всем одна девочка.
— А что такое лекция? — спрашивали ее.
— Это что-то очень скучное, — подытожил одноклассник.
Но как он ошибался! Это стало понятно сразу, как только лектор из Москвы — Сергей Куницын — спросил второклашек, есть ли у них дома насекомые? И как, по их мнению, растение-хищник может съесть человека? А собаку? А обезьяну?
Дети живо включились в беседу. Единодушно решили, что человека съесть такое растение не сможет, собаку — возможно, а обезьяну уж точно слопает! 45 минут московский гость демонстрировал растения с характером — непентес, сарацению, венерину мухоловку, жирянку. Рассказывал о местах их обитания, об особенностях ухода — эти растения важно выращивать в тепле, при свете и обязательно поливать дистиллированной водой. А еще — сажать только в бедную почву, потому что растения-хищники привыкли питаться не корневой системой, а тем, что поймают — мухами, комарами, муравьями и другими насекомыми, и даже животными. В общем, всем, что “клюнет” на их сладкий нектар и привлекательные листья.
Свой рассказ Сергей дополнял видеофильмами, где несчастные насекомые становились жертвами коварных растений. Дети даже рты открывали, наблюдая за тем, как погибали мухи-комары. Они узнали, что у каждого растения — свой способ пропитания. К примеру, непентес усыпляет насекомое или животное нектаром, после чего оно падает в “кувшинчик” и уже не может из него выбраться. Похоже действует и сарацения. Венерина мухоловка захлопывает “челюсти” с жертвой, а раскрывает уже после того, как заканчивает переваривание. Жирянка действует не менее изощренно: насекомое садится на ее листья, чтобы полакомиться нектаром, который капельками висит на отростках. Прилипает, а после этого начинается самое страшное — листик с насекомым начинает заворачиваться.
Вторым уроком у одного из двух классов — участников лекции — была физкультура. И учитель в спортивном костюме уже пришел за детьми. Но лектор попросил еще пять минут, и физрук тоже остался — интересно же!
На самом деле Сергей — опытный лектор. У него, как он говорит, самая большая в России коллекция растений-хищников. И находится она в Аптекарском огороде Ботанического сада МГУ. Там он регулярно проводит экскурсии.
— Вообще-то я не ботаник, образование у меня, далекое от этой науки, — окончил актерскую академию и режиссерские курсы во ВГИКе, работаю в сфере развлечений, — говорит Сергей. — Хищные растения — мое увлечение, которое переросло в бизнес. Я покупаю растения в частном питомнике, развожу их, продаю. Дома у меня тоже большая коллекция.
Хищные растения — тема не очень хорошо изученная. За ними интересно наблюдать. Однажды я был с выставкой на юге. Продал несколько цветов людям, у которых есть на дачах туалет на улице. Они потом мне писали, мол, забывали, зачем туда приходили. Потому что наблюдали, как поставленное в туалете растение-хищник поедает попавшихся насекомых.
В Апатитах Сергей был впервые. Успел побывать в Ботаническом саду, подарил там несколько своих растений. В следующий раз хочет приехать к нам в июне. Его интересуют горы, но цветы он снова привезет. Так что купить зеленых хищников, а также книжки по уходу за ними можно будет через полтора месяца.
А несколько горшочков с растениями есть теперь в кабинете второклассников. Вместе с учителем они постараются адаптировать эти растения к жизни на Севере. Вот только еще не знают, чем их кормить — где взять столько мух? Но Сергей подкинул идею: складывать в маленькое ведерко яблочные огрызки и накрывать их пленкой. Со временем там заведутся мошки. Ведерко можно ненадолго открывать — вот и будет корм для хищников.