На вершину — через беду

Кировск - Апатиты. У нас вновь снимают кино. В этот раз – об уникальных людях

Жильцы выглядывают из окон, а у подъездов работает киногруппа.  Фото Елены Балабкиной.

Жильцы выглядывают из окон, а у подъездов работает киногруппа. Фото Елены Балабкиной.

У дома №17 на улице Олимпийской людно. Жильцы выглядывают из окон, а у подъездов работает киногруппа. Кто-то сидит, кто-то стоит, кто-то ходит. Хорошо слышно и видно лишь режиссера — это самая энергичная и «громкая» участница процесса. Одна и та же сцена повторяется раз за разом. Скучно? Это если не знать, про что кино…

Жители домов, возле которых снимали кино, с интересом наблюдали за работой группы. Фото Елены Балабкиной.

Жители домов, возле которых снимали кино, с интересом наблюдали за работой группы. Фото Елены Балабкиной.

Герои и прообразы

Фильм «Со дна вершины» дается его создателям непросто. Началось все с Татьяны Новиковой, выпускницы Центра дополнительного образования ВГИКа. Несколько лет назад она написала новеллу о трагических событиях в собственной жинзни — у нее был друг, который не смог жить с инвалидностью. Девушка написала об этом дипломную работу, и кто-то посоветовал ей пообщаться с паралимпийцами. Постепенно новелла приобрела черты сценария, который не раз переписывался и…

— Все-таки нам хотелось сделать светлый, позитивный фильм, — рассказывает на съемочной площадке в Кировске Тамара Цоцория, продюсер фильма и генеральный директор продюсерского центра «Альтаир-Ц», который и взялся за проект. — Мы и сами все люди пишущие, делали, что могли, а потом подключился сценарист Рауф Кубаев, облек эту историю в драматургический скелет, она стала ясной и работа началась заново…

Продюсер центра "Альтаир-Ц" Тамара Цоцория. Она же работала над сценарием фильма "Со дна вершины". Фото Елены Балабкиной.

Продюсер центра «Альтаир-Ц» Тамара Цоцория. Она же работала над сценарием фильма «Со дна вершины». Фото Елены Балабкиной.

Почему заново? Дело в том, что часть фильма была уже отснята год назад, но все оказалось довольно сырым и невнятным, и пришлось начинать сначала. За год почти полностью сменилась киногруппа, да и исполнители главных героев — тоже.

О чем же расскажет фильм «Со дна вершины»?

— Это будет молодежная история про любовь и спорт, фильм для большой аудитории, для семейного просмотра, — говорит Тамара. – Ну, и главное — про преодоление обстоятельств и самого себя.

Вот так выглядит работа режиссера. Фото Елены Балабкиной.

Вот так выглядит работа режиссера. Фото Елены Балабкиной.

Синопсис таков:

«Алексей Царев — семнадцатилетний лидер школы и подающий большие надежды чемпион юношеской сборной по горным лыжам. У Алексея есть любимая девушка Лина и друг Костя, его соперник и в спорте, и в любви. Алексей — первый во всем. Он уверен в себе, не умеет и не желает проигрывать. Но всё меняется в один миг после трагической случайности. Сможет ли молодой парень найти в себе силы вернуться к тренировкам и стать паралимпийским чемпионом, а главное — отстоять свою любовь?»

Актеров окружает огромное количество людей: гримеры, художники по костюмам, девушка с хлопушкой и другие специалисты. Фото Елены Балабкиной.

Актеров окружает огромное количество людей: гримеры, художники по костюмам, девушка с хлопушкой и другие специалисты. Фото Елены Балабкиной.

Прообразом главного героя стал Алексей Мошкин, заслуженный мастер спорта России, дважды чемпион Паралимпийских игр: 1994 года в Лиллехаммере и 1998 года в Ногано, призер Паралимпийских игр 2002 года, неоднократный чемпион России. Он выступает консультантом фильма совместно с гонолыжницей Ингой Медведевой, серебряным призером Паралимпийских игр 2014 года в Сочи.

Режиссер фильма Яна Поляруш. Фото Елены Балабкиной.

Режиссер фильма Яна Поляруш. Фото Елены Балабкиной.

Режиссер-постановщик фильма — Яна Поляруш, выпускница мастерской Владимира Хотиненко. Именно ее голос самый громкий на площадке, и только она точно знает — как должен выглядеть кадр, каким смыслом наполнены глаза и жесты двух главных героев, прогуливающихся возле дома №17…

Не можем точно сказать, чем занимается этот человек. Но на четвертом часу съемки он очень устал. Фото Елены Балабкиной.

Не можем точно сказать, чем занимается этот человек. Но на четвертом часу съемки он очень устал. Фото Елены Балабкиной.

Думали, мы тут первые

Тамара Цоцория тем временем рассказывает:

— Снимаем сцену первого выхода героя на улицу после травмы и восстановления. Его играет Павел Шевандо, лучшего друга — Константин Белошапка. Кстати, по-настоящему кататься на горных лыжах из всей съемочной группы в 35 человек умеют только Костя, Наталья Кузьмина, исполнительница главной женской роли, и оператор стедикама.

Во время съемок сцены режиссер постоянно говорила Константину: "Костя, прежде чем сказать, ты должен на это решиться". Фото Елены Балабкиной.

Во время съемок сцены режиссер постоянно говорила Константину: «Костя, прежде чем сказать, ты должен на это решиться». Фото Елены Балабкиной.

Но Костя решился не сразу. От усталости его разбирал нервный смех. Фото Елены Балабкиной.

Но Костя решился не сразу. От усталости его разбирал нервный смех. Фото Елены Балабкиной.

Актеров мы искали сложно. Нужны были особенные лица, талантливые ребята. Разыскивали по цепочке, кто-то кого-то советовал. Павла Шевандо увидели в спектакле, в колледже Табакова. Он не красавчик, но у него особая энергетика, это чувствуется. И вот мы его утвердили, но он так востребован, что теперь — сплошные мучения. С трудом выдернули его на съемки, наслушались про киношников всякого…

В дело вступает дублер Сергей Александров. Фото Елены Балабкиной.

В дело вступает дублер Сергей Александров. Фото Елены Балабкиной.

Сцена первого после травмы выхода героя на улицу. Павла Шевандо сменил дублер, ведь по сюжету именно сейчас он должен показать, что остался без ног. Фото Елены Балабкиной.

Сцена первого после травмы выхода героя на улицу. Павла Шевандо сменил дублер, ведь по сюжету именно сейчас он должен показать, что остался без ног. Фото Елены Балабкиной.

Кроме молодежи (исполнителям главных ролей чуть за 20), в фильме заняты известные актеры. Отца главного героя играет Владимир Вдовиченков, тренера — Сергей Никоненко. Они прилетали на Север буквально на пару дней, и на мой вопрос, не трудно ли Сергею Петровичу в его почтенном возрасте даются переезды-перелеты, Тамара Цоцория только улыбнулась:

— Что Вы! Сергей Петрович простой и веселый человек, он невероятно энергичен, ему всё и все интересны. Работать с ним одно удовольствие!

В течение года мы доснимали некоторые сцены в Сочи, Калуге, Яхроме, встраивались в чемпионат России по горным лыжам. Нынче всю зимнюю натуру в основном закончили.

А почему все-таки Кировск выбрали?

— Мы искали небольшой городок, окруженный горами. Думали — вот, нашли, и никто про такой не знает! Приезжаем, а тут группа Гуськова уже вовсю снимает… Оказалось, что тут у вас кинематографическая мекка!

Съемочная группа с удовольствием снимает виды Кировска. Фото Елены Балабкиной.

Съемочная группа с удовольствием снимает виды Кировска. Фото Елены Балабкиной.

Съемки в Кировске и Апатитах проходят на улицах, а еще на плато и, конечно, на склонах — ездили на Большой Вудъвяр, сложные трюковые сцены с помощью каскадеров снимали на «Коласпортланде».

— Еще в Калуге к нам примкнул Илья Малюго, горнолыжник-экстремал. Сначала просто поучаствовал в съемке, а потом вошел в группу, говорит, с детства мечтал быть каскадером. У нас замечательный постановщик трюков Антон Смекалкин, креативный оператор Илья Овсенев. Наш костюмер-реквизитор полностью погрузилась в горнолыжную сферу, изучила мир спортивного снаряжения и одежды. Тут же работают сопродюсеры, одновременно снимаем фильм о фильме. Словом, съемки достаточно масштабные — каждый день с половины шестого и до темноты. Честно сказать, выматываемся страшно, в гостинице падаем замертво, а в единственный выходной целый день обсуждали будущие сцены…

Оператору приходится часами таскать на спине тяжелую камеру. Ведь минутную сцену снимают около полутора часов. Фото Елены Балабкиной.

Оператору приходится часами таскать на спине тяжелую камеру. Ведь минутную сцену снимают около полутора часов. Фото Елены Балабкиной.

Про деньги и инвалидов

Как ни странно, у фильма «Со дна вершины», который одобрили все, от президента до «Росмолодежи», большие сложности с деньгами. В 2013 году Министерство культуры РФ на постановку фильма выделило 30 млн рублей. Бюджет совсем невелик, работы много и продюсеры обратились за спонсорской помощью.

К сожалению, мы часто слышим в ответ: да кому нужны ваши паралимпийцы? Кто будет смотреть кино про инвалидов? — говорит Тамара Цоцория.

Мальчишки из наблюдателей очень скоро превратились в актеров эпизодической роли. Фото Елены Балабкиной.

Мальчишки из наблюдателей очень скоро превратились в актеров эпизодической роли. Фото Елены Балабкиной.

Голос режиссера: "Так, ребята, побежали!" Фото Елены Балабкиной.

Голос режиссера: «Так, ребята, побежали!» Фото Елены Балабкиной.

Нам это тоже показалось странным. Вот представим себе Голливуд. Тот самый, где снимали и про Фореста Гампа, дурачка с IQ 75, и про «Человека дождя» — аутиста… Совсем какие-то не киношные диагнозы, а смотри-ка — всемирная слава и «Оскары». А тут — невероятные по зрелищности возможности, горы и лыжи, любовь и трагедия юноши, сила характера и золотая медаль! Эх…

Кстати, самый удивительный человек на съемочной площадке — Сергей Александров, дублер главного героя. Рост, возраст, костюм — все у него такое же, как у Павла Шевандо. Только чуть иная походка. И когда съемка закончилась, Сергей присел у подъезда на лавочку и… отстегнул протезы ног. «Что, пацаны, интересно?» — спросила у мальчишек, открывших рты, режиссер Яна Поляруш.

Сергею Александрову во время съемок приходится менять одни протезы на другие. Фото Елены Балабкиной.

Сергею Александрову во время съемок приходится менять одни протезы на другие. Фото Елены Балабкиной.

Сергей дублирует Павла не только в статичных сценах, но и на горе. Странно — он умеет кататься на лыжах, а Павел — нет. И вот Сергей также убежден:

—  Думаю, этот фильм должны посмотреть все! Я не мог даже и думать о том, чтобы отказаться от участия в фильме на такую тему! Очень рад, что паралимпийский спорт стал настолько интересен, что о нем снимают полнометражное кино. Оно должно получиться очень эмоциональным и правдивым.

Дублер

Сергей родился и живет в Санкт-Петербурге. Он учился в университете имени Герцена на географическом факультете, вел туристический кружок, ходил в горы. В 2009 году во время подъема на Эльбрус Сергей сорвался вниз. Двухкилометровое падение, открытые переломы голеней, долгое, больше суток, ожидание помощи. Как следствие, переломанные и обмороженные ноги молодому человеку ампутировали. Но он, по собственному признанию, даже после операции испытывал ничем не объяснимое чувство счастья. Говорит, это оттого, что остался жив, хотя вроде как и не должен был.

Через полгода он встал на протезы и пошел. Было больно, но боль заставляла двигаться дальше. Через полтора года начал бегать, кататься на велосипеде. В 2013 году Сергей — уже шестой номер сборной России по горнолыжному спорту среди спортсменов с нарушениями опорно-двигательно аппарата. Ему чуть-чуть не хватило баллов, чтобы отобраться на паралимпийские игры в Сочи. Говорит, что впереди — 2018 год, Паралимпиада в Пхенчхане, и он будет тренироваться. Ведь у него, как и у Алексея Мошкина, нет обеих ног, и именно Мошкину удалось дважды стать чемпионом.

В Апатитах, возле десятой школы, тоже шли съемки.  На спортплощадке - актер Павел Шевандо  и тот, кого он играет  в фильме, паралимпийский чемпион, горнолыжник Алексей Мошкин. Фото Елены Балабкиной.

В Апатитах, возле десятой школы, тоже шли съемки.
На спортплощадке — актер Павел Шевандо и тот, кого он играет в фильме, паралимпийский чемпион, горнолыжник Алексей Мошкин. Фото Ольги Герчиной.

Немецкая фирма, производящая протезы, предоставила Сергею уникальную новинку — протезы для горнолыжного спорта. Их впервые опробовали именно на Паралимпиаде в Сочи.

Сергей — выпускник университета имени Лесгафта, занимается изучением теории и методики адаптивной физической культуры. Еще он волонтер, помогает детям-инвалидам встать на горные лыжи. А еще — талантливый фотограф. Это его профессия, которая позволяет кормить семью, ведь у Сергея Александрова — жена и маленькая дочка. Снимает он потрясающе, будь то свадебные фотосессии, портретные съемки или пейзажи. Недаром говорят, что в каждом снимке всегда есть что-то от автора. И если автор — легкий, светлый и счастливый, как Сергей, настроение передадут и его работы.

Когда его пригласили работать дублером в фильме «Со дна вершины», он согласился сразу. Хотя работа на съемочной площадке показалась нам утомительным до занудности делом. В кадре его можно будет увидеть в тех сценах, где необходимо реально показать инвалидность. Например, один из персонажей будет стучать кулаком по голени героя, чтобы убедиться — у него на самом деле протезы.

К своим протезам Сергей относится серьезно: они помогают ходить, заниматься спортом. Но и постоянно шутит. В одном из сюжетов, а снимали Александрова и Первый канал, и «Россия-1», и НТВ, он, меняя одни протезы на другие, рассказывает окружающим, что жена на него обижается: «У меня для нарядов один шкаф, а у тебя целых два шкафа с ногами!» Сергей вообще улыбчивый и очень позитивный человек. Но во время съемок становится понятно, как серьезно и сосредоточенно он умеет работать.

 

Это интересно(3)(0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *