Для тех, кто любит свою машину и горюет о каждой новой царапине, это зрелище — испытание нервов. Весь день участники соревнований заставляли свои авто нырять, карабкаться и сползать. Правда, их машины привыкли к такому обращению.
Пикник и шоу
Посмотреть на это зрелище (подобные соревнования в Апатитах до сих пор не проводили) собралось множество народа: люди приезжали и приходили. Место, где организаторы сделали трассу для джип-триала, оказалось удобным — вокруг центра событий можно было свободно передвигаться и при желании увидеть каждый автомобиль на разных этапах.
Те, кто имел представление о соревнованиях такого рода, подготовились — прихватили с собой покрывала, мангалы и расположились на травке поблизости. Они знали — это надолго, и можно совместить вкусное с увлекательным.
Остальные же просто млели на солнце и искали место, с которого было бы видно все. Любители подробностей (особенно с фотоаппаратами) пытались пролезть за ограждающие ленты поближе к машинам. Смелые люди!
Штрафуют всех!
Машины ждали старта на площадке, изрядно расквашенной колесами. А старт — это край довольно глубокой лужи, именно с нее начиналась трасса.
Первыми пошли «неподготовленные» автомобили (с «резиной» до 32 дюймов) — каждый экипаж должен был пройти все препятствия за определенный промежуток времени. И при этом набрать как можно меньше штрафных очков. А их присуждают по десять за каждый промах: заглохший двигатель, остановка более четырех секунд, касание вешек и ленты ограждения и даже если фары забыли включить. По нарастающей штрафуют за использование приспособлений, постороннюю помощь на трассе, нестандартную резину и если в ворота не вписался. А за опоздание на старт или невыполнение требований судьи вообще могут с заезда снять.
Правда, такого на этих соревнованиях не случилось. Хотели было так жестко наказать водителя «Нивы» (№07), который вопреки рекомендации судьи поднялся-таки (с восьмой попытки) в гору на спущенном до диска переднем колесе, но передумали. Видимо, оценили парня за упорство. А он весь этап прошел.
Трудная трасса
Вообще-то зрители ни к одному участнику не были равнодушны, то и дело кричали: «Жми на газ!»,»Давай, давай!», «Российский автопром рулит!». Это про «уазики» так уважительно отзывались — машины действительно отлично справлялись с бездорожьем. Даже на трассе для «подготовленных» умудрялись выбираться из самых безнадежных ситуаций («подготовленные» — это те, у кого «резина» от 33 до 36 дюймов).
Стандартную трассу прошли одиннадцать машин, «продвинутую» — девять. Этап для «подготовленных» затянулся надолго — трасса оказалось жесткой. Правда, на некоторых участках водители могли выбрать вариант попроще. А те, кому трудности только в радость, лезли на валуны и в непролазную жижу.
Для тех же, кто застревал и не мог самостоятельно справиться, роль «палочки-выручалочки» играл Иван Дмитриев на своем «уазике». Он — один из организаторов соревнований, сам любитель такого экстрима и обладатель нескольких первых мест, но в этот раз участвовал как штурман и был «на подхвате» — вытаскивал застрявшие машины.
Некоторые зрители предлагали все первые места ему и отдать — настолько свободно передвигалась его машина по трассе. Еще бы — он с коллегами ее и создавал.
Клуб плюс комитет
— Трассу готовили неделю, — рассказал Иван, — копали, возили камни. Да, получилась непростая, но ведь нам это и нужно. Когда просто — неинтересно. А застревали многие еще и потому, что штурманы работали не очень хорошо. У экипажей, чьи штурманы на сложных участках выходили и показывали водителю, как лучше вывернуть, все получалось.
— А у организаторов все получилось, что планировали?
— В общем, да. Правда, я думал, что апатитских будет больше — многие звонили, интересовались условиями, собирались участвовать. Но в итоге — всего три местные машины.
Кстати, об организаторах. За то, что такие соревнования в Апатитах все-таки состоялись, благодарить надо клуб «Хибины 4х4 offroad». Поддерживал их комитет по физической культуре, спорту и туризму.
Призовые места в классе «подготовленные» достались экипажам из Мурманска и Кандалакши. Лидеры — Андрей Зенков и Андрей Пашков. А среди «неподготовленных» призеров — два апатитских экипажа: Роман Петров и Виталий Рожнов, Евгений Калининский и Иван Дмитриев.
Победителей поздравляли уже поздно вечером, когда многие зрители разъехались. Призы были очень полезные: компрессоры, аккумуляторы, наборы ключей и походная газовая плитка.
Следующим летом на такие соревнования я собираюсь поехать уже «подготовленным» зрителем. Организаторы пообещали зрелище покруче, ведь это будут уже областные соревнования.