Добраться до доступного

Сергей Щанников демонстирует возможности подъемника,  который способен поднять или спустить по лестнице вес  до 130 килограммов. Фото Анны Глодевой.
Сергей Щанников демонстирует возможности подъемника,
который способен поднять или спустить по лестнице вес
до 130 килограммов. Фото Анны Глодевой.

За несколько месяцев обычная школа превратилась в очень удобную. Удобную в первую очередь для учеников с проблемами здоровья, в частности колясочников. Теперь главная задача таких школьников — как-то до школы добраться…

Восьмой Айфон

О чудесах в четырнадцатой школе директор не хвасталась потому, что не привыкла. Начинаются они с крыльца, рядом с которым недавно появился пандус. Изменились входные двери — стали гораздо шире. В общем, сразу видно — здесь готовы учить детей-колясочников.

— И не только их. В школе комфортно будет слабослышащим и слабовидящим детям, — говорит Надежда Каверина, директор школы №14, и показывает почему.

В холле стоит информационный терминал, который здесь уже назвали восьмым айфоном. С его помощью любой школьник может узнать, как зовут педагогов, расписание уроков, новости о школе и другую полезную информацию. Все выводится на большой сенсорный экран, который работает в разных режимах: в звуковом, с нормальным и очень крупным шрифтом, для колясочников — панель управления внизу экрана.

На первом и втором этажах появились специально оборудованные туалеты. Все таблички около кабинетов теперь ярко-желтые, надписи выполнены черными выпуклыми буквами, а внизу дублируются буквами из алфавита Брайля. Но это не самые главные преображения.

Самоходная машина

Настоящие чудеса пока еще стоят в кабинете: специальные парты и стулья к ним, а также гусеничный подъемник для колясочников. Насколько удобно будет ребенку сидеть за партой с выемкой и регулируемым углом наклона столешницы, на стуле, описать который вообще невозможно, — сказать трудно. Определить функциональность и удобство этой мебели сможет только школьник. А вот гусеничный подъемник мне показали в действии.

Принцип работы агрегата простой: по желобам на него заезжает человек на коляске, его фиксируют, и подъемник начинает “ползти” по ступенькам вверх или вниз. Выглядит страшновато: коляска стоит немного под углом, так что человек полулежит. Сам колясочник управлять подъемником не может, для этого ему необходим помощник.

Возможности подъемника демонстрировал Сергей Щанников, заместитель директора школы по административно-хозяйственной работе. Все мои опасения насчет безопасности Сергей Владимирович развеял — встал на подъемник и предложил спустить его по лестнице. Управлять чудо-машиной оказалось легко и просто, удерживая кнопку управления. Как только ее отпускаешь, подъемник встает как вкопанный и никуда не скатывается.

Почем доступность?

Все эти преображения в школе произошли благодаря государственной программе “Доступная среда”. Большая часть денег — один миллион шестьсот тысяч рублей — на ее реализацию выделена из федерального бюджета. Вложился и городской бюджет — оттуда школа получила 671,5 тысячи рублей. А когда немножко не хватило — в стране вдруг кризис случился, — добавила сама школа, около десяти тысяч рублей.

— О выборе школы, в которой будет реализована эта программа, мы задумались еще в начале прошлого года, после того, как получили запрос из министерства образования области, — говорит Галина Соусова, заместитель начальника городского управления образования. — Выбрали четырнадцатую, так как в ней большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья (260 человек — “ДД”). Сейчас они обучаются на дому, но им необходима социальная адаптация, и они вполне могут учиться в обычной школе. Программа действует и в этом году, мы планируем заявить на участие в ней седьмую школу.

Что именно сделать, чтобы школа стала доступной, решала ее администрация.

— Сразу поняли, что обязательно надо оборудовать пандус и туалеты, а уже потом начали смотреть на остальное оборудование, — рассказывает Надежда Каверина. — Выбирали многофункциональное, чтобы удобно было всем детям.

Переоборудование начали в ноябре.

— Огромная благодарность за скорость и качество фирме “Новый город”! — продолжает Надежда Тихоновна. — Работать во время уроков они не могли, только во второй половине дня. И тем не менее сделали все в рекордно короткие сроки. Мы уже и сейчас готовы, но, думаю, надо еще улучшить пандус и крыльцо — ближе к весне подогрев там сделаем, чтобы не скользко было.

Есть проблемы

В том, что любые дети должны посещать школу, сомнений нет. Но как добраться до удобной школы? Думаю, это отдельная проблема для родителей детей-колясочников. Ведь наши квартиры, дома да и весь город “доступной средой” назвать нельзя. Кроме того, в школе такому ребенку необходим помощник, без которого по лестнице ему не подняться.

— Доставка школьников — это проблема уже не образования, — говорит Галина Соусова. — Школы выполняют только образовательную функцию. Если родители не имеют возможности ежедневно привозить и забирать ребенка, то могут не отказываться от домашнего обучения, выбрать смешанное — посещать школу раз-два в неделю, в том числе во время различных мероприятий.

Вопрос о помощниках в школе придется решать директору. Ведь в штатном расписании такой должности нет. Но Надежда Каверина готова эту проблему решать, лишь бы дети имели возможность хоть на несколько часов оказаться в обычной школе, среди одноклассников.

 

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *