За несколько месяцев обычная школа превратилась в очень удобную. Удобную в первую очередь для учеников с проблемами здоровья, в частности колясочников. Теперь главная задача таких школьников — как-то до школы добраться…
Восьмой Айфон
О чудесах в четырнадцатой школе директор не хвасталась потому, что не привыкла. Начинаются они с крыльца, рядом с которым недавно появился пандус. Изменились входные двери — стали гораздо шире. В общем, сразу видно — здесь готовы учить детей-колясочников.
— И не только их. В школе комфортно будет слабослышащим и слабовидящим детям, — говорит Надежда Каверина, директор школы №14, и показывает почему.
В холле стоит информационный терминал, который здесь уже назвали восьмым айфоном. С его помощью любой школьник может узнать, как зовут педагогов, расписание уроков, новости о школе и другую полезную информацию. Все выводится на большой сенсорный экран, который работает в разных режимах: в звуковом, с нормальным и очень крупным шрифтом, для колясочников — панель управления внизу экрана.
На первом и втором этажах появились специально оборудованные туалеты. Все таблички около кабинетов теперь ярко-желтые, надписи выполнены черными выпуклыми буквами, а внизу дублируются буквами из алфавита Брайля. Но это не самые главные преображения.
Самоходная машина
Настоящие чудеса пока еще стоят в кабинете: специальные парты и стулья к ним, а также гусеничный подъемник для колясочников. Насколько удобно будет ребенку сидеть за партой с выемкой и регулируемым углом наклона столешницы, на стуле, описать который вообще невозможно, — сказать трудно. Определить функциональность и удобство этой мебели сможет только школьник. А вот гусеничный подъемник мне показали в действии.
Принцип работы агрегата простой: по желобам на него заезжает человек на коляске, его фиксируют, и подъемник начинает “ползти” по ступенькам вверх или вниз. Выглядит страшновато: коляска стоит немного под углом, так что человек полулежит. Сам колясочник управлять подъемником не может, для этого ему необходим помощник.
Возможности подъемника демонстрировал Сергей Щанников, заместитель директора школы по административно-хозяйственной работе. Все мои опасения насчет безопасности Сергей Владимирович развеял — встал на подъемник и предложил спустить его по лестнице. Управлять чудо-машиной оказалось легко и просто, удерживая кнопку управления. Как только ее отпускаешь, подъемник встает как вкопанный и никуда не скатывается.
Почем доступность?
Все эти преображения в школе произошли благодаря государственной программе “Доступная среда”. Большая часть денег — один миллион шестьсот тысяч рублей — на ее реализацию выделена из федерального бюджета. Вложился и городской бюджет — оттуда школа получила 671,5 тысячи рублей. А когда немножко не хватило — в стране вдруг кризис случился, — добавила сама школа, около десяти тысяч рублей.
— О выборе школы, в которой будет реализована эта программа, мы задумались еще в начале прошлого года, после того, как получили запрос из министерства образования области, — говорит Галина Соусова, заместитель начальника городского управления образования. — Выбрали четырнадцатую, так как в ней большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья (260 человек — “ДД”). Сейчас они обучаются на дому, но им необходима социальная адаптация, и они вполне могут учиться в обычной школе. Программа действует и в этом году, мы планируем заявить на участие в ней седьмую школу.
Что именно сделать, чтобы школа стала доступной, решала ее администрация.
— Сразу поняли, что обязательно надо оборудовать пандус и туалеты, а уже потом начали смотреть на остальное оборудование, — рассказывает Надежда Каверина. — Выбирали многофункциональное, чтобы удобно было всем детям.
Переоборудование начали в ноябре.
— Огромная благодарность за скорость и качество фирме “Новый город”! — продолжает Надежда Тихоновна. — Работать во время уроков они не могли, только во второй половине дня. И тем не менее сделали все в рекордно короткие сроки. Мы уже и сейчас готовы, но, думаю, надо еще улучшить пандус и крыльцо — ближе к весне подогрев там сделаем, чтобы не скользко было.
Есть проблемы
В том, что любые дети должны посещать школу, сомнений нет. Но как добраться до удобной школы? Думаю, это отдельная проблема для родителей детей-колясочников. Ведь наши квартиры, дома да и весь город “доступной средой” назвать нельзя. Кроме того, в школе такому ребенку необходим помощник, без которого по лестнице ему не подняться.
— Доставка школьников — это проблема уже не образования, — говорит Галина Соусова. — Школы выполняют только образовательную функцию. Если родители не имеют возможности ежедневно привозить и забирать ребенка, то могут не отказываться от домашнего обучения, выбрать смешанное — посещать школу раз-два в неделю, в том числе во время различных мероприятий.
Вопрос о помощниках в школе придется решать директору. Ведь в штатном расписании такой должности нет. Но Надежда Каверина готова эту проблему решать, лишь бы дети имели возможность хоть на несколько часов оказаться в обычной школе, среди одноклассников.