Утро — не самое подходящее время для сильных переживаний, так как оно, как правило, задает тон всему предстоящему дню. И я каждый день стараюсь не испортить утро хотя бы сам себе. Но в 70 процентах моя воля ни при чем — обстоятельства и другие люди сильнее.
Перехожу к суровой прозе. Я был в отпуске и решил облегчить работу желудка хоть на какое-то время — стал варить себе по утрам овсяную кашу. Как-то раз у меня закончилось молоко, я повез ребенка в детский сад, а затем по пути домой заехал в магазин «Пчелка». Ходил, смотрел, выбирал молоко, еще нужен был батон. Немного времени, но потратил, и усилия на выбор тоже ушли.
Подхожу к кассе, открываю кошелек — там тысячная купюра. Тревога стала потихоньку разгораться в сердце. С крупной купюрой можно полдня бродить по городу в поисках пищи. Неужели, думаю, и меня сегодня постигнет доля бродяги? Кассир посчитала мои покупки и, глядя на купюру, вполне предсказуемо сказала, что у нее нет сдачи. Мне совсем не хотелось бежать до ближайшего ларька, разменивать деньги, потом обратно — пасмурно и спать немного хочется. И я зачем-то стал рассказывать кассиру, что сдача у нее обязательно должна быть в кассе в любое время дня, что очень глупо рассчитывать, что все с утра придут с мелкими деньгами. В итоге получил тот же самый ответ, только уже в натянутом тоне. Прикинул, что рядом есть магазин «Рондо», придется попытать счастья там. Оставил корзину с продуктами около кассира и вышел.
Зашел в «Рондо» — молоко, батон есть. Осталось купить. Продавщица принимает хлеб и тут же его раскладывает на полках. Я стою, жду, прикидываю, сколько еще ждать, и судя по темпу работы это еще минут пять-семь. Для человека, пребывающего в состоянии голода, отягощенного нервным послевкусием от предыдущего визита, это очень долго. И я прошу девушку оказать услугу — продать мне молоко и батон. Делаю это прилично, без сарказма и злой иронии, в сослагательном наклонении, со всякими вежливыми «пожалуйста».
Девушка отказывает, говорит, что нужно еще ждать, нагло предполагает, что я не спешу на работу (!), что у ребят, которые привезли хлеб, время — деньги, а мое время, это я уже сам догадался, вообще ничего не стоит. В итоге, совсем рассердившись на меня, она решила отложить работу с поставщиком. Она решила продать.
И тут тревога стала уже переполнять сердце. Я положил перед продавщицей эту злосчастную купюру — Магическую, Не размениваемую По Утрам, Купюру. Конечно же… Конечно же! Она сказала, что у нее нет сдачи, сдачи нет и в соседнем отделе. У них только что сняли кассу.
Дошел я нервно до машины и поехал в «Дружбу». Там я купил, что надо, и получил свою законную сдачу.
Можно было изложить все в двух словах, но я попытался донести до руководства магазинов и предпринимателей, что делают их торговые точки с человеком при подобном качестве сервиса. Ладно. Моральный аспект в наше время неактуален. И на это руководству и предпринимателям по большей части наплевать. Но есть экономический аспект. Ведь обделенный вашим сервисом покупатель вряд ли придет скоро в ваш магазин, а если и придет, то только в случае крайней необходимости или же когда будет настолько пьян, что не будет помнить не только этот случай, но также и свое имя. Придет за бутылкой водки и скорее всего, пусть и нечаянно, свернет вам витрину.
Уважаемые предприниматели! Неужели вам настолько наплевать на свою прибыль, на то, ради чего вы затеяли этот бизнес?! А потом вы ходите в «Дружбу» и объясняете ее коммерческий успех выгодным местоположением, удачным расположением товаров, дополнительным источником привлечения покупателя — выпечка и кафе, корнями владельца магазина и так далее. Ваш успех, я уверен, мог бы быть намного больше, если бы вы беспокоились и об утренних покупателях.
Николай Иванов, Апатиты.