От качелей до ближнего космоса

Парк под открытым небом, посвященный игре “Энгри бёрдс”, построили в Рованиеми пару лет назад. Ребята носятся, прыгают и лазают тут хоть в стужу, хоть в жару.
Парк под открытым небом, посвященный игре “Энгри бёрдс”, построили в Рованиеми пару лет назад. Ребята носятся, прыгают и лазают тут хоть в стужу, хоть в жару.

Географическая принадлежность Финляндии к арктическому региону может казаться спорной. Ведь страна не выходит ни к Баренцеву морю, ни к Северному Ледовитому океану. Но сами финны считают себя заядлыми северянами и активно решают арктические вопросы.

Арктический посол

В министерстве иностранных дел Финляндии, в Хельсинки, мы встретились с Алекси Хяркененом, его должность — посол по арктическим вопросам. Красивой дипломатической фразой начал он свою речь:

— Одна треть всех людей в мире, проживающих севернее 60-й широты, на которой стоит Хельсинки, это финны!

А значит, финны имеют полное право на членство в международном “Арктическом совете” (куда, в числе восьми стран-участниц, входит и Россия) и даже будут председательствовать в нем в 2018-19 годах. Сейчас Финляндия — председатель “Совета Баренцева Евроарктического региона”. Сферы его интересов и обсуждения: транспорт, здравоохранение, социальное обеспечение и вопросы коренных народов — саами, вепсов, ненцев, то есть людей, живущих во всех странах Баренцева региона.

Почему же Финляндия так активна в “северных” вопросах? Хотя не имеется четкого определения арктической зоны, считается, что ее южная граница проходит по полярному кругу. Выходит, что Лапландия, а это треть территории Финляндии, входит в арктическую зону. Именно с ней, с Лапландией, связаны большие финские перспективы. Здесь — морские перевозки и ледокольные услуги; транспортировка, переработка и складирование нефти при низких температурах; добыча руды — золота, никеля, меди, фосфора, ниобия, железа; изучение способов металлообработки при низких температурах; тестирование шин и машин, а еще — ветряная энергия, природоохранные технологии, туризм, оленеводство…

В Лапландии, в Соданкюля, расположен метеорологический научно-исследовательский центр, который постепенно становится ведущей научной площадкой в области развития спутниковых методов наблюдений в арктических и северных широтах. На севере страны множество научно-исследовательских институтов изучают условия Арктики: ближний космос, льды и ледники, радиационную безопасность, парниковые газы, способы строительства дорог и сооружений в условиях вечной мерзлоты.

Здесь, в Рованиеми, работает торговая палата Лапландии — самая северная в Европе, которая налаживает бизнес-связи между соседями-северянами.

— В прошлом году мы подготовили “Арктическую стратегию” Финляндии, — рассказал господин Хяркенен. — Главные приоритеты в ней таковы: окружающая среда и забота о ней, развитие коренных народов, экономическое развитие Севера.

Но главные надежды “Арктический совет” возлагает на транспорт и логистику, ведь через Лапландию ведут самые комфортные дороги, связывающие Балтику и побережье океана. Кроме того, за полярным кругом целый год работают четыре аэропорта — в Рованиеми, Киттиля, Ивало и Энонтекио.

Недавно был составлен большой доклад о дорогах под названием “Barents Freeway”. В нем есть ряд предложений, но пока неясны приоритеты. Все зависит от конкретных потребностей заинтересованных участников, и мы изучаем спрос.

Я думаю, что за обтекаемыми формулировками скрывается мечта о строительстве железнодорожной ветки между Рованиеми и Киркенесом. Так горнодобывающая отрасль, туризм и многие другие сферы северной жизни соединятся от Ботники до Ледовитого океана.

— Если мы сейчас не возьмемся за контролируемое использование Арктики, то придут другие страны, начнут решать свои задачи на собственный лад, и здесь начнется “дикий Север”! — эмоционально воскликнул дипломат.

А на следующий вопрос ответил уже подчеркнуто сдержанно:

— Все приграничное Баренц-сотрудничество остается за рамками санкций.

Когда все вопросы были заданы и весь кофе выпит, Алекси Хяркенен улыбнулся и сделал неожиданное признание:

— Спасибо вам за возможность этого разговора, ведь вы первые журналисты, с которыми я общаюсь в качестве посла по арктическим вопросам — я занимаю эту должность лишь третий день.

На площадках  “Lappset”, в том числе интерактивных, одновременно удобно и здоровым детям, и инвалидам.
На площадках “Lappset”, в том числе интерактивных, одновременно удобно и здоровым детям, и инвалидам.

Играй везде!

Мы как-то привыкли считать, что производство в Финляндии — это лес, бумага и йогурты “Валио”. И что финны изобрели только сауну, группу “Лорди” и игру “Энгри бёрдс”. А Рованиеми для многих из нас — это шопинг, бассейн и Санта-Клаус.
Но именно здесь, на тихой заснеженной улочке, стоит одноэтажное здание, ничем не выделяющееся среди других. Тут находится офис фирмы “Lappset Group Oy”.

— Наша история началась в северной части финской Лапландии более сорока лет назад, — рассказала Ирма Куукасьярви, менеджер по коммуникациям. — В 1970 году Антеро Икахеймо, инженер, предприниматель и любящий отец, начал развивать идею “теплой и мягкой на вид игровой среды”. Он решил, что детям нужны деревянные игровые комплексы, а не просто металлическая карусель, качели и турник, которые были в моде.

Иными словами, он создал новый вид детских площадок, где дети могут прыгать, лазать и веселиться сами, безопасно и без помощи взрослых, при этом развивая силу и равновесие.

За 40 лет компания выросла до международной группы с годовым консолидированным оборотом более чем в 50 миллионов евро и экспортом в 50 стран мира. В группе работает около 350 человек в семи разных странах — Финляндии, Швеции, Франции, Голландии, Эстонии, Германии и Великобритании.

— Мы хотим расширить концепцию игры, — рассказывает Ирма. — Мы хотим, чтобы люди играли везде. Мы верим, что каждый человек, независимо от возраста и места жительства, имеет право играть, когда захочет. Мы не хотим просто заполнить игровые площадки оборудованием — мы стремимся, чтобы городская среда стала более веселой и дружелюбной.

Мы считаем, что такой подход выгоден всем, чтобы горожане жили более здорово и счастливо. И мы не видим причин разделять игру и обучение, ведь игра стимулирует и ум, и тело одновременно.

На уличных игровых площадках “Lappset” выросло не одно поколение детей во многих странах мира. Сегодня это ведущая европейская компания по производству оборудования для детских и парковых площадок, готовых дизайнерских и стилизованных игровых комплексов — это крепости, корабли, замки принцесс и разнообразные фигуры животных… Кроме того, “Lappset” производит и устанавливает спорткомплексы и площадки для паркура. Не забыты и пожилые — “Lappset” создает тренажеры на открытом воздухе для активного долголетия людей, в том числе и для тех, кому нужно восстановить здоровье после инсульта.

— Для “Lappset” (а название можно перевести и как “лапландские дети”, и как “лапландская сеть”) значение сотрудничества с Россией в последние годы увеличилось, — говорит Ирма Куукасьярви. — Ведь ваша страна — наш третий основной потребитель после Финляндии и Швеции. При этом Россия заказывает комплексы и для частного сектора, и для городского (один из комплексов “Lappset” недавно установлен в Мурманске), а остальные страны работают только по заказам муниципалитетов.

Инженеры компании сегодня активно изобретают и внедряют интерактивное оборудование, например… поющее и цветовое. Инженеры вдохновлены. Да и вообще сотрудники здесь очень склонны к игре, ведь они не только создают качели-карусели-лазалки — они их сами тестируют! Ну и детей привлекают, конечно. А ведь так сразу и не догадаешься, какие чудеса происходят в маленьком заснеженном домике на тихой улочке в Рованиеми…

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *