Танцуя в облаках

98161487_large_022446

Мы покупаем духи, чтобы нравиться. Себе или другим – неважно. Мы получаем удовольствие от приятного запаха. Но, благодаря ему, мы еще и остаемся в памяти. И наша память обладает уникальным свойством – ничто, кроме аромата, не в силах унести нас в прошлое. Аромат — словно “ДеЛориан” для Марти МакФлая: и инструмент, и способ.

Ученые утверждают, что, хотя зрение и является для человека важнейшим органом чувств, у обоняния есть преимущество. Информация о запахах поступает практически напрямую в кору головного мозга, а также в структуры под ней, отвечающие за разнообразные эмоции и память, — амигдалу и гиппокамп. Поэтому, например, дом детства мы помним урывками, а вот аромат дедушкиных книг или бабушкиного сундука остаются с нами до самой старости.

А самый главный запах для любого человека – запах мамы. А наши мамы тоже ведь пахли духами, несмотря на дефицит и очереди. У кого на что хватало средств и возможностей: «Ландыш серебристый», «Тайна рижанки», «Пани Валевска» и «Быть может». Французские были жесточайшим дефицитом и даже средством что-то выбить или кого-то подмаслить.

Но в кругу друзей моих родителей французские духи в начале 80-х случались. Хотя достаток в педагогическо-рабочей среде был средним, дамы не отказывали себе в маленьком удовольствии. На полках мам моих подружек помню «Magie Noire», «Diorissimo», что-то шипровое (может быть, «Ellipse»?), ну, и конечно, «Climat»– главный фетиш и предмет вожделения советской женщины.

Вероятно, тут можно сказать спасибо случайной рекламе и Эльдару Рязанову. Каким ветром занесло в фильм этот флакон и почему именно «Climat» дарил Наденьке Ипполит? Была ли это случайная прихоть самой артистки, реквизитора, или, может, «Climat» уже тогда, в 1975 году были, что называется, в топе?

nadenka

Моя мама вспоминает, что первые «Climat» у нее появились в конце 70-х. За флаконом в синей коробочке она отстояла очередь в московском магазине – то ли в «Праге», то ли в «Ванде». Стоили они очень дорого, целых 45 рублей за 14 мл духов (это была треть ее месячной зарплаты). Жидкость, по словам мамы, была бледно-желтой, буквы на стекле – не ровные, а как бы написанные тушью. Через несколько лет второй флакон ей привез отцовский сослуживец, разыскал в каком-то сельпо в Подмосковье.

«Но это было уже не то», — вздыхает мама. Уже и цвет жидкости стал с зеленцой, и цена выросла до 70 рублей. Но все равно за мамой в «Climat» ходил весь коллектив, женский, кстати, и очарованно ловил носами шлейф. Мама говорит об этом с гордостью до сих пор. Ведь женщина в «Climat» была особенной, с какой стороны не погляди.

Вот, скажем, один мой знакомый мужчина. Ходил в море, бывал в знойном городе Марселе.

«В начале 70-х я нюхнул «Клима», притом – коричневый, был такой. Вдох, и моя кровь ломанулась в район ниже пояса, и там зашевелилось, чему положено. Женщин рядом не было. Мне, правда, было лет семнадцать, но реакцию, чтобы не сказать больше, помню хорошо. Больше я коричневых «Клима» не встречал.»

Во как! А вы говорите – феромоны, афродизиаки…iw7jF1E9Spg

Формулу «Climat» (что в переводе с французского, собственно, и есть «климат», хотя я склонна к более романтическому синониму – «атмосфера») вывел еще в середине 60-х парфюмер Жерар Гупи (Gerard Goupy). И в 1967 году марка «Lancome» представила аромат миру. История умалчивает, был ли он популярен во Франции. Не исключено, что для француженок эти духи были обычными, рядовыми, ведь в те годы французская парфюмерная промышленность едва ли не ежегодно баловала рынок достойными новинками. И девушки «загнивающего запада» могли купить все, что угодно! А советская женщина – лишь то, что завезет Внешторг.

Хотя и в СССР кое-что просачивалось: «Mystere», «Femme» и «Madam Rochas», «Sikkim», «J’ai Ose», «Fidji», «Empreinte», «Chanel№5», «Envol» «MissDior», «Dioressence»… Но лишь «Climat» навечно закрепил за собой звание «аромата эпохи». Возможно и потому, что его история – таинственна и абсурдна.

cacharel_2Кто такой был Жерар Гупи, каковы годы его жизни и творчества, как он придумывал «Climat»? Никакой информации, есть лишь одно фото — седой представительный мужчина в твиде. Гупи создал в 1967 году «Balafre» и «Climat» для «Lancome», «Magie noir» так же для «Lancome» (1978), «Silences» для «Jacomo» (1972), «Cacharel pour l’homme» (1982), «Tasha» для «Avon» (1979). А потом Гупи куда-то исчез. И вместе с ним пропала формула духов.

И вот здесь начинается самое загадочное. Как хрупкая рецептура с уникальным балансом нот могла исчезнуть? Почему она оказалась разрушена, потеряна таким уважаемым домом как «Lancome»? Что случилось и отчего институт «Lancome» по сей день расписывается в том, что бессилен восстановить знаменитые духи?

При этом с 1967 года «Climat» все же появляются на рынке. И те, кто по сей день в него влюблен, теряются – какие настоящие? Что именно искать?

Я постаралась проследить путь превращений «Climat» за почти 50 лет их существования.

Итак.

Дизайн первых «Climat» был тот самый, что в «Иронии судьбы» – коробка с «кляксами», белая с черными разводами. И это были именно духи – 14 мл в удивительном флаконе Сержа Мансо неописуемой словами формы: будто равномерно сжатый руками конус.4f0d1e120ca7

Кстати, мой знакомый, который видел в Марселе коричневые «Climat», вовсе не столкнулся с подделкой. Действительно, был такой подарочный запуск во Франции, в фиолетово-коричневой коробке, запах – тот же, что и в «кляксах». Но в СССР такие, темные «Climat», никогда не привозили.

«Кляксы» довольно быстро исчезли из продажи (поэтому многие и не узнают в фильме знаменитые духи), и коробочка изменила цвет – стала светло-серой. Такую упаковку называют «hiver» — зима.

175669797

Потом «Lancome» перестал выпускать «Climat» и перенес производство в Египет. И в 80-х в СССР массово привезли именно такие, ярко-синие коробки.

 

la_s_7vev9j4lancome_climat

Затем «Lancome» окончательно открестился от «Climat», а арабы продолжили выпуск по лицензии – те же синие коробки, но уже с золотым окошком. Говорят, эта версия уже очень отдалилась по духу от первоначальной.1000102975_CLFsYzHf3YM4JANAVehA_bf_310x465

В конце 90-х появился ребристый вытянутый флакон с черной крышкой. Это была туалетная вода 45 и 75 мл. Говорят, такую версию производили по лицензии голландцы. Говорят, хорошая была вода…

 

112W

В 2000-х институт «Lancome» очнулся и запустил свой перевыпуск.

Про него долго ходили слухи, что купить такое можно только лишь в Париже, в самом институте, и что в год производят только 200 флаконов, и что восстановлено производство по запросам российских потребительниц, которые по сей день питают слабость к «Climat». Верно ли сие, не знаю. Но вскоре и в Россию привезли белые коробки. Так стартовал запуск «LaCollection».

674В коллекции дом «Lancome» перезапустил семь своих исторических ароматов – «Climat», «Mille and Une Roses», «Sikkim», «Sagamore» «Magie», «Cuir», «Peut-Etre»… Вариантов несколько – миниатюрки по 15 мл, 50-милилитровые флаконы спрей и сплэш. Все – в концентрации EDP. Духи по-прежнему «Lancome» не выпускает.

И, наконец, последний вариант «Climat», его можно найти и в местных магазинах. Это 75-мл прямоугольный флакон туалетной воды, с серебристой крышкой и в серо-голубой скромной коробке. Выпускает его действительно «Lancome» и реплика совсем неплоха. Но это, конечно, не та «Climat»…

1000035003_rN4j5753DuMdtEKKWaXA_bf_310x465

Сегодня настоящий «Climat» найти очень трудно. На винтажных рынках флаконы отлавливают, перекупают, но нет никаких гарантий сохранности аромата. Цены за духи в упаковке «кляксы» или «зима» достигают невообразимых пределов (лично видела предложение купить 14-мл флакон за 80 тысяч рублей).

Те, кто не может позволить себе такой охоты за стареньким флаконом, тщетно ищут ему замену. В той или иной степени могут напоминать знаменитый запах — «Gold» и «Dia» Amuage, «Calandre» Paco Rabanne, «Rive Gauche» Yves Saint Laurent, «Infusion d’Iris» Prada, «Tamango» Leonard, «Ma Griffe» Carven, «Le De Givenchy», «Infini» и «Fleurs de Rocaille» Caron, «Caleche» Hermes… Одной из самых точных реплик часто называют наш «Кузнецкий мост» от «Новой зари», но не в нынешней версии, а во флаконе со «шляпкой». И его не менее трудно добыть.

И, наконец — о главном. О том, что же это за аромат, который вызывает столько ностальгических вздохов, который помнят даже мужчины, который ищут и не могут отыскать? Тот, который в памяти людской остался одним из самых красивых парфюмерных чудес?

Жерар Гупи собрал «Climat» из нот бергамота, фиалки, персика, ландыша, жасмина, розы, ириса, нарцисса, сандала, ветивера, амбры, мускуса, циветты, бобов тонка. Как видите, тут нет ничего невообразимого, никаких алхимических фокусов, только выверенный баланс цветочных, зеленых и животных нот. Так в чем же очарование?

А в том, что его, это самое очарование, невозможно описать словами. Кто-то говорит, что аромат «Climat» рождает ассоциацию с… ходьбой по облакам. Для кого-то это золотой солнечный луч ранним летним утром, когда зелень еще свежа, и жизнь только начинается. Кто-то утверждает, что это запах женщины, которая впервые почувствовала себя желанной.

Я больше всего согласна с утверждением, что «Climat» – квинтэссенция женственности, абсолютный гендерный скачок к максимальному плюсу. Женственность здесь — природная, обнаженная, без мыслей и чувств, без рефлексий и даже без страстей. Только душа в ее почти невыносимой красоте.

Но если бы спросили, что значит «Climat» лично для меня, я бы тут же ответила – это запах молодой мамы: ее завивки на термобигуди, шифонового платья, кожаной сумочки. Это аромат простыней, которые она заносит с мороза, прижав к драповому пальто, а меховой воротник пальто навсегда пропитан духами. И никаких сигарет поблизости — ТЕ мамы не курили.

И в доме, куда она вносит простыни, уже стоит елка, и чистый пол, и уже поют из черно-белого телевизора «По улице моей который год…». И все взгляды – на дверь, ведь в доме ничего не возможно без нее, без мамы.

Для меня «Climat» навеки останется ароматом женщины, у которой есть семья.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *