«С мужем мы познакомились на море, и предложение он сделал там же. Выбрал красивое место, помню какой-то сумасшедший закат… Все было очень просто, но романтично, откровенно и искренне. Сейчас Саша говорит мне: «Ну чего ты так долго не выходила за меня замуж? Мы бы еще одного успели родить», — рассказывает мать четверых детей Мария Ситтель, ведущая информационной программы «Вести» на телеканале «Россия».
— Маша, когда в доме столько детей, устроить для всех праздник с подарками и сюрпризами нелегкая задача. Как вы справляетесь?
— Помогают письма Деду Морозу. Каждый год мы с детками пишем письма, включая старшую Дашу, и сдаем их папе. Только он знает, где находятся почтовые ящики Деда Мороза.
— А вы сама в этом году что-то попросите?
— Вот если бы мне Дедушка Мороз подарил швейную машинку… Но он мне ее уже много лет никак не может подарить…
— Маша, зачем вам еще швейная машинка? При вашем ритме жизни как вы найдете время еще и шить?
— В доме не может не быть швейной машинки. Это очень важно! У меня же трое мальчишек! Они на улицу сходили, в футбол поиграли — и штаны по швам… Швейная машинка — это как миксер, она облегчает жизнь. Раньше я, например, сама себе одежду шила, сейчас нет времени. Но думаю, опять начну.
— Когда пойдете в следующий декрет?
— Не дождетесь! (Смеется.) Когда мои мальчики немного подрастут и у меня появится чуть больше свободного времени, я где-нибудь в бане сделаю себе мастерскую — и буду там шить, мастерить, пилить, строгать. И обязательно поставлю гончарный круг. Это, кстати, еще одна моя мечта — настоящий гончарный круг!
— Что еще вы умеете делать?
— Готовить, вышивать, вязать.
— У вас четверо детей, трое из которых практически погодки. Как вы с ними справляетесь? Ведь одному книжку почитать, другому мультики включить, третьего покормить…
— Это сложно. Скажу честно. Наверное, Господь силы дает. Я недавно наблюдала, как молоденькая мама шла по улице с ребенком, ему было года четыре. И вот она его отчитывала: «Ты задергал меня! Стой! Не кричи, я тебе сказала…» Я никоим образом не осуждаю ее, просто так захотелось ей помочь и словом поддержать. Я сразу вспомнила себя, с одним маленьким ребенком на руках. Мне было так себя жалко порой: мне казалось, что я ничего не успеваю, что нет возможности заняться собой, что жизнь состоит только из забот и хлопот о ребенке. И такие мысли иногда появлялись в аккурат до рождения следующего. А сейчас все прекрасно! Я все успеваю. Дети делают нас мудрее. Я не знаю, откуда возникает это понимание, но сейчас для меня главное, что они все здесь, они рядом, они мои! Когда я устаю, мои домашние видят это, они понимают, что мне тяжело и, конечно, стараются помочь. Иногда я просто говорю: «Дайте мне, пожалуйста, 10 минут». И ухожу в комнату, где можно побыть одной. Это нужно, чтобы погасить эмоции, просто подышать. Кстати, прекрасный способ отвлечься. На детей нельзя обижаться, они — твое продолжение, в них вся ты. Ну как можно их ругать? Детей не спасают ни советы, ни дисциплина, ни строгость. Их спасает только наша любовь. Состояние души в детстве, которое создается родителями, оставляет след на всю жизнь. И знаете, чем больше детей, тем больше Господь дает тебе сил. С одним намного сложнее, с четырьмя легче. Вот такой парадокс. В любом случае — сколько бы детей ни было, став мамой, ты уже не сможешь весь вечер просто посидеть с книгой или телевизор посмотреть. С рождением ребенка меняется вся твоя жизнь, и нужно быть к этому готовой. Любовь всегда требует жертв, и очень часто в жертву нужно приносить время. Ну а насчет карьеры… Я хочу сказать всем женщинам, которые боятся рожать из-за карьеры: поверьте, большинство людей с пониманием относятся к вашему желанию стать мамой.
— На телевидении работает не так много многодетных… Коллеги не удивляются, глядя на вас?
— Не удивлялись, а радовались, когда узнали, что я готовлюсь родить второго ребенка — Ваню. Когда я сказала про третью беременность — это было удивление. А потом — привыкли. (Смеется.) Но все знали, что при благоприятном стечении обстоятельств я очень скоро вернусь на работу и долго засиживаться не буду. Я выходила в тот момент, когда понимала, что внутренне готова и мозг работает в правильном режиме.
— Не нервничали на работе из-за того, что надо скорее бежать домой, кормить очередного младенца? Вы не «сумасшедшая мамочка»?
— Нервничать вредно. И конечно же я — мамочка и в душе всегда переживаю за детей. Бывали случаи, когда Саше приходилось гулять с коляской вокруг работы, а я в это время вела эфир и сразу же по окончании бежала кормить голодную детку.
— Маша, так получилось, что большую часть жизни старшая дочь Даша жила с вашими родителями. Вы не думали о том, что когда-нибудь она вам это может припомнить, упрекнуть?
— Да, Даша жила в Пензе, но, возможно, у нас была даже более тесная связь. Иногда, живя под одной крышей, люди могут стать совершенно чужими и далекими друг от друга. Мы с Дашенькой созванивались по нескольку раз в день, сверялись по урокам и даже стихи учили по телефону. Однажды за «Мороз и солнце: день чудесный» она получила две оценки: «пять» поставили в журнал, а в дневнике красовалась отметка «6». Учитель сказал: «Покажи эту оценку тому человеку, который помог тебе!» Мне кажется, что в некоторых моментах я в Дашу вкладывала даже больше, чем сейчас в мальчишек. Когда я уезжала в Москву, понимала, что, если не буду тратить силы на своего ребенка, я потеряю ее. Поэтому даже на расстоянии я старалась быть максимально внимательной, любящей и быстро реагирующей на ее потребности. К тому же я все-таки работала вахтовым методом: неделю жила в Москве, а следующую — в Пензе с родными. Другому бы вечные переезды были в тягость, но я очень люблю дорогу. Восемь лет каждые выходные кидала в машину сумку, садилась и ехала: то из Москвы в Пензу, то обратно. Так что дочь никогда не была оторвана от меня. Ну а если она когда-нибудь поставит мне в укор, что я работала в Москве… Я приму и постараюсь что-то изменить. Я готова меняться ради детей и никогда не буду никого из них менять под себя.
— Вы ведь когда-то мечтали стать врачом, но в итоге эту профессию выбрала Даша. Ваше влияние?
— Нет-нет! Я очень переживала и боялась, что мои нереализованные мечты каким-либо образом будут проецироваться на нее. Меньше всего мне было нужно, чтобы она училась для меня, это принципиальный вопрос. Я отдаю себе отчет, что это — моя мечта, а Даша, может, хочет совсем иного в жизни. Последние пять лет в школе мы целенаправленно занимались математикой, русским, химией, биологией, физикой и иностранными языками. Занимались с репетиторами. И к моменту сдачи ЕГЭ было из чего выбирать. До 10-го класса Даша терялась: какая специальность ей подходит? Я до сих пор не понимаю, как она выбрала медицину. Но я безмерно счастлива, что она студентка 2-го курса факультета фундаментальной медицины МГУ.
— Ваня, как он нам представился — Ваня-богатырь, у вас самый старший из мальчишек. Он помогает с младшими справляться?
— Да, Иван — Ваня-богатырь — у нас после папы «за старшего» и последнее время начал помогать с воспитанием Саввы и Коленьки. Вообще мы стараемся все делать вместе. Впрочем по-другому и не получается. (Смеется.) Если лепим пельмени, то все мальчики в муке. Если моем посуду, то один складывает, другой вытирает, третий расставляет; правда, почти все чашки уже перебили. Если что-то пролили, я говорю: ребята, не важно, кто это сделал, давайте вместе уберем. Все тут же наперегонки бегут за тряпками. Очень важно воспитывать эту сплоченность у детей с самого рождения. Конечно, частенько они наотрез отказываются что-либо делать. Савва скажет свое фирменное «Неть!», и Ваня его поддерживает. Тогда я говорю: «Хорошо, я сделаю это сама и мне поможет Коленька». Я показываю им, что одна все равно не останусь, кто-нибудь, да поможет. Тогда они, конечно, живо бегут помогать. Очень важно направлять детей. Если с детства положено доброе начало, то нетрудно стать хорошим человеком.
— А Даша справляется с мальчиками?
— Она еще «младше», чем все они! Отношения у них прекрасные. Они, конечно, ее, как девчонку, не всегда признают за авторитет, но любят. Я наблюдала картину, как Даша общалась с Саввой: «Ну, дай я тебя поцелую, я так по тебе соскучилась». «Неть!» — а сам ластится к ней и не отпускает, ведет поиграть в прятки. Даша много времени проводит в университете, и я вижу, как Ваня каждый день ждет ее возвращения, чтобы поиграть на ее гитаре, или постучать по клавишам синтезатора, или посмотреть в микроскоп. Ваня у нас очень любознательный товарищ. К сожалению, у Даши сейчас совсем мало времени — учеба шесть дней в неделю, а в воскресенье сплошь уроки. Но братьям этого не объяснить, они врываются к ней в комнату с шашками наголо, и их оттуда не вытащить. Тогда доченька говорит: «Мама, я пошла в баню». Собирает вещи и идет учить уроки в баню, которую мы недавно построили.
— А дети не обижаются на недостаток внимания с вашей стороны, ведь у вас тоже непростая работа?
— Мне кажется, они вообще не понимают, что я на работе. Пока им сложно объяснить, что такое работа, они редко видят меня в телевизоре, они знают, что мама как-то связана с телевидением, но их жизнь так насыщена их детскими заботами, что они никогда не сидят в ожидании. Вот папа работает, и его не бывает дома от рассвета до заката. А у меня есть возможность неделю проводить с детьми, а неделю работать, моего отсутствия они не замечают.
— Кто из них в папу, а кто в маму?
— Ой, это вопрос к генетикам! Нам сложно определить. Я в каждом из них вижу и свои и Сашины черты. И иногда это очень смешно. Например, Ваня — страшный «скопидомок». Как и я. У него есть свой шкафчик, куда он складывает все самое важное. И у меня есть свой шкафчик с самым сокровенным. В этом смысле мы страшные собственники. А Савве главное, чтобы все было пополам и по справедливости. Он один под подушкой есть конфеты не будет. Это в папу.
— Ваш муж — строгий папа детям?
— В обычном смысле этого слова (папа сказал — и тут же все построились) — нет. Он хороший, добрый папа, очень переживающий. Почему-то с нашими детьми нельзя быть строгими, они сразу начинают обижаться и уходить в себя. Так что Саша скорее авторитетный папа.
— Ваше знакомство ведь началось как курортный роман. А как скоро после этого вы решили пожениться?
— Года через три. Мы познакомились на море, и предложение он сделал тоже на море. Но через два года. Выбрал красивое место, помню какой-то сумасшедший закат… Вообще, Саша — романтик! Все было очень искренне, душевно и неожиданно. Было видно, как он волновался.
— Сразу приняли предложение?
— Целый год думала! (Смеется.) Сейчас Саша говорит: «Ну чего ты так долго не выходила за меня замуж? Мы бы еще одного успели родить».
— То есть останавливаться на четверых вы не собираетесь?
— Это как Господь даст.
— Когда в вашей жизни появился Саша, Даша уже была подростком. Как она его приняла?
— Замечательно! У них прекрасные отношения, Саша ей сразу понравился, и, к счастью, у нас никаких проблем не было.
— С родным отцом Даша видится?
— Нет. Мы о нем ничего не знаем, и после развода мы с ним не виделись.
— Как вы думаете, почему первый ваш брак не сложился?
— Это уже не важно. Что было, то было. Я счастлива, что у меня есть муж Саша и четверо прекрасных и любимых детей.
— В последнее время многие женщины жалуются на отсутствие заботы и внимания от современных мужчин…
— Я пока отсутствия внимания к себе не ощущаю. Мой Саша при любой возможности спрашивает: «Чем тебе можно помочь?» Он так воспитан. Часто встает ночью, чтобы успокоить Колю, если тот плачет, может по несколько раз за ночь проснуться, несмотря на то, что у него рано утром подъем и на работу.
— А конфликты у вас бывают?
— Удивительное дело, до тех пор пока мы не поженились, мы часто спорили, даже ругались, иногда и видеть друг друга не хотели. А когда поженились, все прекратилось. Удивительно! Я, конечно, весьма упряма в некоторых вопросах бываю, но когда муж говорит: «Ты даже не даешь мне высказать мою точку зрения!» — меня это остужает. С чем-то я бываю категорически не согласна, но лучше промолчу. Скажу потом: «И все-таки, я вот здесь не согласна потому-то…» И он отвечает: «Хорошо, дорогая!» Целует меня, и мы вообще прекращаем спорить.
— Неужели не было тех пресловутых трех-, семилетних кризисов семейной жизни?
— Всякое бывает в любой семье. Но я никогда не завожу конфликт в тупик. Важно услышать другого, вовремя подойти к любимому человеку и сказать: давай поговорим, что-то не так? Нельзя проблему замалчивать. Очень часто бывает, что двое приходят с работы — и тут же расходятся в разные стороны. Муж — к телевизору, жена — к телефону, а нужно уметь организовать совместный досуг. И вообще, держать нос по ветру. Ведь эти велосипеды и коньки я купила! Атмосфера в семье во многом зависит от женщины. Только любовь все украшает, с ней наша жизнь наполняется и приобретает смысл.
— А бывает, что вы куда-то ходите вдвоем с мужем?
— С Сашей мы часто бываем в театре и ни разу не ходили в кино. Когда есть возможность, ходим в оперу — Саша большой любитель. А если редкий раз нам выпадает парочка свободных дней — обязательно улетим куда-нибудь к морю. Побродить вдвоем.
— Когда в доме столько детей, готовиться к Новому году, наверное, приходится заранее?
— Да, начиная с конца октября постепенно снимаем с чердака коробки с новогодними игрушками, елками, украшениями и прочей мишурой. Елки уже наряжены, осталось украсить дом. Мы с ребятами вырезаем снежинки, бумажные елочки, подарочки, мастерим самодельные гирлянды, раскрашиваем новогодние шары. На нашей елке много вещиц, созданных своими руками. Вообще, Рождество для меня самый любимый праздник, да и зимушку я очень люблю. В общем, зима и особенно новогодние праздники для нас — это украшения-украшения… И праздник каждый день.
— На праздник не уезжаете из Москвы?
— Нет, для нас это традиция, когда собирается вся семья. В этом сезоне пока никуда не планировали выезжать, надо поставить младших детей на беговые лыжи. Уже открыли сезон катания на коньках. Если удастся, может быть, в феврале куда-нибудь съездим всей семьей.
— Маша, и все-таки — четверо детей! Непонятно не только, как вы с ними справляетесь — непонятно и как вам удается после очередных родов так быстро приходить в форму!
— А вы попробуйте всех сразу по два раза в день собрать на улицу, и у вас не будет ни одной лишней калории! (Смеется.) Так получается, что они у меня все на грудном вскармливании больше года. И поэтому, пока я кормлю, какие могут быть диеты? Меня пока хватает разве что на плавание — спину поддержать. Прогулки, свежий воздух, велосипеды летом и хорошее настроение. Пожалуй, все.
— А диета?
— Что вы! Силы нужны для воспитания детей. (Смеется.) Вот сейчас закончу кормить Коленьку и три дня ничего не буду есть! Дам организму возможность отдохнуть.
— А вы сами готовите?
— Конечно. Я много готовлю, мужичков-то полон дом! Все любят вкусно поесть. Я научилась весьма искусно готовить баранину, прекрасно запекать курицу, утку. А с Дашей у нас десерт-дуэт, мы печем разные тортики. У нас всегда и самодельные пельмени в морозилке. Стратегический запас!
— А если вдруг лень готовить?
— У меня такого не бывает. Лень — это боль духа. И потом, представьте, один голодный мужчина — это катастрофа, а когда четверо голодных мужчин… Я лучше пораньше встану, чтобы потом спать спокойно.
— У вас все очень гармонично… И все-таки, есть какая-то малость, которой вам не хватает для полного счастья?
— Гончарного круга и швейной машинки! Остальное у меня все есть!
Материал предоставлен 7days.ru
Какая молодец! Здоровья и счастья ей и всей её семье!!!