Женщины сели в кружок и улыбнулись друг другу. В комнате тихо и светло, уютно. Входит тренер, но совсем не спортом пришли сюда заниматься люди. Они хотят понять себя, понять других, разобраться в том, почему именно так они живут, и понять, как можно переменить жизнь к лучшему.
Изливать душу при чужих людях — такое только в американском кино показывают! Как же можно, даже если очень плохо, прийти и начать рассказывать о себе и своих проблемах, да еще в таком маленьком городе, как Апатиты?
— Татьяна, вопрос конфиденциальности, наверное, интересует каждого, кто читает объявления о тренингах. Как быть открытым и одновременно не рассказывать о самом сокровенном прилюдно? — спрашиваю у Татьяны Дьяченко, психолога.
— Да, но у нас есть определенные и очень строгие правила. Вы говорите только о том, о чем можете говорить. Можно не обсуждать саму ситуацию, но говорить о чувствах, которые вы испытываете. Кроме того, мы в группах заключаем договор, где строго оговариваем вопрос конфиденциальности, и каждый участник тренингов его подписывает. Ну а если человек совершенно не готов обсуждать свои проблемы в группе, он может получать индивидуальную помощь психолога.
Но группа имеет и свой очень важный плюс. Как правило, после тренингов люди уходят приятелями, многие начинают дружить и поддерживают друг друга в трудных ситуациях.
— Я заметила, что на презентацию тренинга «Трансанализ» собрались только женщины. А мужчин не интересует психологическая помощь?
— Мужчины на приеме у психолога или в группе — большая редкость. К сожалению, таков в нашей стране стереотип: женщины ищут всестороннюю помощь, мужчины молчат или идут к друзьям, например, в гараж, с пивом. Ведь в России все еще распространено мнение: мужчина не плачет и не жалуется… Хотя работать с мужчинами гораздо легче, и результат бывает более быстрым, ведь вербальная активность женщины в четыре раза выше, чем у мужчины — ей нужно гораздо больше слов, чтобы выговориться.
Но бывает, что и мужчины приходят. Например, однажды из-за проблем с ребенком ко мне обратился именно отец. Потом пришла вся семья, люди разобрали свои отношения, поняли их суть, осознали причины взаимных претензий, и ситуация выправилась. Кстати, причина была именно во взаимоотношениях родителей, а не в ребенке.
— Татьяна, можно ли классифицировать те проблемы, с которыми люди обращаются к психологу?
— Ко мне приходят в первую очередь решать проблемы с детьми. Затем — вопросы одиночества, личной неустроенности. И, наконец, те, у кого случилась серьезная душевная травма, как правило, потеря близкого человека.
Бывают и сложные ситуации, когда в жизни все не так, не складывается, а почему — непонятно. И мы вместе начинаем поднимать какие-то вытесненные чувства, забытые ситуации, и все это помогает человеку понять себя и то, что происходит вокруг.
Те, кто уже побывал на тренингах Татьяны Дьяченко, говорят о том, сколько сил прибавилось, как поднялась самооценка и появилось желание жить и что-то менять к лучшему. А у некоторых и просто сбылись мечты. Волшебство это или просто квалифицированная помощь специалиста? Каждый скажет сам после того, как попробует хотя бы раз пройти курс психологической поддержки.