Апатиты. Наталья Манакова — финалист областного конкурса “Учитель года-2014”
Наталья Манакова преподает школьникам историю и обществознание. Ее первый рабочий день в школе №5 — 1 сентября 1988 года. Кстати, она сама училась тут, в “пятерке”.
И, не поступив в институт с первого раза, вернулась в школу работать вожатой.Предмет “Обществознание” Наталья Федоровна считает одной из возможностей подготовить ребят к взрослой жизни. Поэтому ее уроки — не просто схемы, определения, конспекты, а непрерывный диалог с учениками, в котором они рассуждают, приводят примеры из собственной жизни или из опыта близких.
— Кто такие домочадцы? — спрашивает Наталья Федоровна семиклассников на уроке, тема которого “Экономика семьи”. — В Мурманске ученики не смогли мне ответить на этот вопрос, они решили, что это соседи, те, кто живет с ними в одном доме!
А вот ее семиклашки отвечают правильно. Наталья Манакова успевает рассказать, выслушать, поправить, объяснить, а еще постоянно просит ребят: “Учитесь слушать других, хотя это, конечно, трудно, когда очень хочется высказаться самому!” Способности все заметить и всех услышать ей, маме троих детей — 17, 13 и пяти лет, не занимать.
В марте Наталья Федоровна участвовала в городском конкурсе “Учитель года” и выиграла в номинации “Учитель общеобразовательных предметов”. Победители муниципального этапа получали право выступать на областном уровне.
Программа областного конкурса оказалась очень насыщенной. Нужно было провести не только урок в незнакомом классе, но и классный час, и родительское собрание. Кстати, урок, который она представила на конкурс, был по той же теме — “Экономика семьи”. А вот тему родительского собрания выбирали сами родители учеников мурманского лицея. Так же, как и тему классного часа выбрали незнакомые ученики. Ребят заинтересовала тема “Формула успеха”, и педагог выводила ее вместе с детьми. Что получилось? Простая, но эффективная схема: “цель — возможности и ресурсы для ее осуществления — действия, необходимые для получения результата”.
После испытаний жюри определило трех финалистов. Одним из них стала Наталья Манакова. Финалисты провели мастер-класс и дискуссию. В результате победителем областного конкурса стала учительница начальных классов из Заполярного. Наталья Федоровна — лучшим в своей номинации педагогом области.
— Участие в конкурсе — дело хлопотное и нервное, самой трудной его частью для меня стал мастер-класс, — рассказывает Наталья Манакова. — Но этот опыт дал мне возможность по-другому посмотреть на себя, свою работу и возможности.
Кировск. Хибинская гимназия — в сотне лучших школ страны
В этом году гимназии присудили серебряную медаль Всероссийского конкурса руководителей образовательных систем. А на Всероссийском форуме, посвященном перспективам развития современной школы,
ее признали лидером в одной
из номинаций и лауреатом конкурса среди российских школ. Людмилу Новикову, возглавляющую гимназию, отметили знаком “Директор года”.
Хибинская гимназия славится знаниями своих учеников в гуманитарных и естественных науках, гимназисты не раз подтверждали это на олимпиадах и конференциях разного уровня.
Как рассказала Людмила Новикова, в гимназии создана система, которая помогает увидеть и поддержать одаренных ребят. Здесь работает программа “Интеллект”, каждый ученик имеет портфолио с достижениями. В конце года в школе проводят “Ассамблею победителей”, где отмечают не только лучших — маленькие победы здесь тоже в почете.
— Такие ассамблеи стали традицией, они проходят очень тепло, — говорит Людмила Алексеевна. — Все готовятся к этому дню целый год. А личное портфолио, как показала практика, не раз помогло нашим выпускникам при поступлении в вузы. В гимназии ребята заводят их еще в начальных классах, так что портфолио у наших детей вполне внушительные.
По мнению директора, в Хибинской гимназии учится много пытливых и одаренных школьников.
— Мы поощряем ребят и не жалеем денег для их участия в любых образовательных конкурсах, конференциях и олимпиадах, вплоть до международных, — продолжает Людмила Новикова. — Ведь это позволяет детям раскрыть свои возможности, сравнить их с чужими. А успехи дают стимул к дальнейшей работе.
Наши дети постоянно участвуют в научно-практических конференциях “Молодые исследователи” и всегда привозят награды. Тут важно внимание не только педагогов, но и родителей. По опыту знаю — когда родители занимаются развитием ребенка, успех гарантирован!
С несколькими гимназистами, гордостью школы, мне удалось познакомиться. Иван Волков заканчивает 11-й класс, увлекается обществознанием и правом, мечтает стать юристом и работать в прокуратуре. Ваня не раз побеждал в городских и областных олимпиадах, стал победителем в научно-практической конференции “Шаг в будущее”. Его исследование, посвященное защите детей от информации, приносящей вред, назвали лучшим в номинации “Право и политология”.
Елизавета Солодкая также выпускница. С детства учит иностранные языки: английский, французский и немецкий. Лиза собирается поступать в столичный вуз, стать переводчиком. Она активно участвует в олимпиадах, где не раз показывала высокое знание языков, и учится в областной школе для одаренных детей “Аэлита”.
А вот четвероклассник Сережа Трепачев пока не задумывается о будущем. Он любит изучать и наблюдать мир вокруг, особенно — насекомых. Им он и посвятил свой научный труд под названием “Почему у насекомых шесть ног?”. Эта работа принесла второе место на конференции юных исследователей, которая прошла в Москве. Сережа готовит новый доклад, на этот раз — о камнях.