Знаете ли вы, что у города есть туристский брэнд? Нет? Мы вот тоже не знали, хотя апатитскому брэнду уже два года. Увидеть его можно на самом верхнем баннере на гостинице «Аметист».
Учили соседи
Неделю назад о туризме в очередной раз заговорили в кабинете мэра. Журналистам рассказали о поездке сотрудников администрации в Финляндию. Финны учили развивать туризм и предпринимательство в новых экономических условиях. Рассказывали, что во время кризиса именно предпринимательство способствует восстановлению экономики, поэтому действия властей должны быть направлены на создание благоприятных условий для малого бизнеса.
В Апатитах никаких значительных результатов развития туризма не видно. Взять хотя бы наши публикации. Если «ДД» и пишет о каких-то походах, поездках, катаниях на «ватрушках», то во всех этих новостях фигурирует один человек — Маша Сафонова. О других энтузиастах в этом деле пока не слышно.
Глава города признал, что масштабного притока туристов действительно пока нет, но кое-что в этом направлении администрация все-таки делает.
— В конце прошлого года утвердили целевую программу развития туризма, — сказал Михаил Антропов. — Один из результатов совместного с финнами проекта по развитию местного самоуправления — создание трех туринформцентров на юге Кольского полуострова, в том числе в Кировске. Кроме того, у Апатитов есть теперь туристский брэнд.
Последняя фраза очень заинтересовала журналистов…
Один автор
После брифинга мы с коллегами пошли посмотреть на брэнд нашего города. В верхнем углу баннера изображено необычное существо с «солнцем» посередине. А рядом слоган: «Апатиты — сердце Кольского края». Автор брэнда и слогана — Мария Голубцова, дизайнер. Два с половиной года назад девушка приняла участие в конкурсе на создание туристских брэнда и слогана, который объявил комитет по физической культуре и спорту. Мария была не единственной участницей конкурса — на звание лучшего претендовали одиннадцать эскизов брэнда.
Конкурсная комиссия, в состав которой вошли сотрудники администрации, турфирм, депутаты, предприниматели и общественники, большинством голосов проголосовала за предложения Марии.
Брэнд и слоган утвердили, но работают ли они? По словам председателя комитета по физкультуре и спорту Сергея Михаэлиса, их не часто, но все-таки используют на баннерах крупных соревнований, выставок, на туристском буклете Апатитов, который выпустили недавно сигнальным тиражом.
Герой, но не наш
Что же за волосатое существо стало туристским брэндом Апатитов? Название у него саамское — «куйва», в переводе — «старик». Так вот этот старик — популярный персонаж лопарских легенд, где предстает в разных образах. Куйва то шаман-великан, то защитник саамов, а то и вовсе злодей. Причем с последним (по легенде — злобным уродом) саамы храбро сражались, но победить не смогли. За помощью обратились к богам, а те испепелили его.
По другой версии (про доброго Куйву) он защищал саамов, обессилел, и его тень осталась на скале. Этот отпечаток, точнее, петроглиф, можно увидеть на отвесной скале около берега Сейдозера. В этих местах Куйву до сих пор почитают как духа озера. У местных жителей есть даже масса поверий, что на Сейдозере можно делать, а что — нельзя.
Но какое отношение Куйва имеет к Апатитам? Загадка…
Подождем!
По мнению Сергея Михаэлиса, туризм как отрасль — сложная вещь.
— Администрация и не может заниматься бизнесом, — говорит Сергей Александрович. — Мы можем только содействовать, в первую очередь информационно. Ведь некоторые гости удивляются, когда видят прекрасные лыжные трассы, причем освещенные. Об этом надо рассказывать. К сожалению, сейчас туристические агентства заняты в основном только перепродажей путевок. Это тоже нужно. Но хотелось бы, чтобы они поддержали въездной туризм, рекламировали и развивали наши туристические маршруты.
Для привлечения туристов важна и развитая инфраструктура — хорошие гостиницы, кафе, рестораны, музеи. Что должно произойти, чтобы услуги в нашем городе оказывали на более высоком уровне? Чтобы в магазинах не продавали просроченный товар, а официанты в кафе улыбались? Чтобы улицы были чистыми, а в парке стояли скамейки? Вряд ли Куйва нам все это устроит…
А на недавнем семинаре финны наших чиновников успокоили — сказали, что и у них с туризмом было не очень хорошо. Восемнадцать лет назад. Неужели и нам столько ждать?
Что показать гостям Апатитов
Спрашивала у прохожих Таня Минина
Опять бла-бла-бла! И опять про въездной туризм. А я думаю, что и местные жители с удовольсвтием поездили на экскурсии по Кольскому краю.