Они – из будущего

Комната отдыха для пациентов стационара.

Трудно представить больницу или поликлинику без гардероба, бахил, регистратуры. Еще труднее представить врача, который ничего не записывает в карточку амбулаторного больного или в историю болезни.
И то, что мать с младенцем выписывают домой через несколько часов после родов, тоже в голове как-то не укладывается.
Как в бассейне

О том, что такое медицинская помощь будущего, мы с коллегами-журналистами из Мурманска и Карелии узнали на примере одного из отделений университетской больницы финского города Оулу. Оулу известен многим русским. Это пятый по величине город в Финляндии, в нем и окрестностях живет более 600 тысяч человек. Он стоит на берегу Ботнического залива. В отличие от так любимого нами Рованиеми, Оулу — город старинный, здесь много архитектурных памятников. Но это и очень современный город, родина телефонов “Нокиа”. И хотя концерн “Нокиа” больше не принадлежит Финляндии, Оулу по-прежнему остается столицей IT-технологий. После посещения университетской больницы я могу сказать, что это центр и самой передовой медицины.
Больничный городок выглядит, как небольшой поселок, с аллеями, парком, гостиницами и, конечно, больничными корпусами. Нас пригласили в тот, что построен в 2012 году, самый новый. В нем — диагностическое и лабораторное отделения, а еще хирургическое, где делают операции, в том числе артроскопические и лапароскопические.
В больницу мы приехали на рейсовом автобусе — от центра Оулу он идет минут 15. Едва переступили порог, как организаторы сразу же предложили поесть — в кафетерии, который расположен в вестибюле, у входа. Едят там все — пациенты, гости, доктора, медсестры, уборщики, водители.

— А где гардероб, где пальто можно оставить? — спросила я у организаторов.
— А… Верхнюю одежду, если она вам мешает, можете оставить в шкафчике, вот в этом коридоре, — ответили мне.

Оказывается, здесь такая же система, как в финских бассейнах. Оставляешь вещи в свободном шкафчике, закрываешь на замок, а ключ от него носишь с собой. Не хочешь расставаться с курткой или пальто — ходи в нем или в руках носи. Бахилы тоже никто не требует. Их здесь просто нет. Но чистота идеальная — уборку делают регулярно, тщательно, с использованием разнообразных уборочных средств. Позже мы узнали, что на уборщицу в этой больнице нужно стажироваться два года!
Есть в больничном кафетерии мы не стали. Присели в очень просторном вестибюле ждать хозяев встречи. Рядом на диванчиках сидели финны — ждали очереди на анализы, рентген, УЗИ, МРТ и на другие исследования и обследования. Периодически тренькал рингтон, и на больших экранах высвечивались цифры — это были номер очереди и номер кабинета, в который приглашался очередной пациент. Не найти нужный кабинет невозможно — номера на дверях написаны цифрами высотой в метр.

Встреча без глютена

Наконец, подошло наше время, и пунктуальные хозяева пригласили нас в специальную комнату для встреч. Но они не сразу начали загружать нас цифрами и фактами из жизни больницы, а снова предложили перекусить — чаем, кофе, брусничными пирогами. Причем на одном блюде с пирогами было написано “с глютеном”, на другом — “без глютена”, то есть без пшеничного белка. “Здоровые” пироги нас заинтересовали, а хозяева, хотя и доктора, ели те, что с глютеном.
Вот так и началось наше знакомство с системой здравоохранения Финляндии и историей университетской больницы Оулу. Звание “университетская” ко многому обязывает. Это означает, что здесь не только оказывают медицинскую помощь, но еще проводят научные исследования. Больница огромная, в ней работают 7000 человек. Это второй по величине работодатель в Оулу.
Финская система здравоохранения финансируется за счет государства. При этом доля муниципальных инвестиций превышает долю государственных. Муниципалитеты тратят примерно четверть своего дохода на медицину. Благодаря такому подходу (по качеству обслуживания и доступности) система здравоохранения Финляндии считается одной из лучших в мире. Конечно, государство не бездумно тратит деньги, оно требует разумно экономного расходования средств. Поэтому любая больница, в том числе и университетская, старается сокращать расходы, связанные в первую очередь с количеством времени, проведенным пациентом в стационаре.
Желательно, чтобы человек занимал больничную койку как можно меньше дней — если позволяет состояние здоровья. После любой операции, даже очень тяжелой, пациента стараются буквально в тот же день поставить на ноги и быстрее выписать домой. Финские врачи считают, что дома, в семье больной быстрее поправится, избежит внутрибольничной инфекции. А уход, перевязки, уколы и другие манипуляции будет делать медсестра, которую больница приставит к пациенту.
Здесь даже после родов могут через шесть часов выписать домой, если это не первые роды и никаких осложнений нет.

Начмед Сусанна Райконен говорит, что пациенту легко ориентироваться в больнице благодаря внятным указателям и цветовым зонам.

Без бумажек

Новый корпус университетской больницы в Оулу поразил нас еще и тем, что здесь полностью отказались от работы с бумагами. Не заполняют от руки амбулаторные карточки или истории болезни, не пишут отчеты, не сдают бланки строгой или нестрогой отчетности. Все в компьютерах. Исключение составляет переписка с больными — им могут послать бумажное письмо с приглашением на госпитализацию. Это если у пациента нет электронной почты.
Пациент приходит в больницу, и его ждет не регистратура, а электронный терминал. Больной вводит данные о своем диагнозе, координаты врача, который направил его на обследование, а также данные карточки социального страхования. Через несколько секунд получает сообщение о том, на какой день и час ему назначено обследование, и расписание приема специалистов — где, в какое время его ждут и номер его очереди. На все обследование — один день. Терминалы расположены на каждом этаже больничного корпуса. В любое время человек может ввести свой номер и уточнить расписание обследования.

В палате

Если есть необходимость остаться в больнице на несколько дней, то эти дни человек проводит в максимально комфортных условиях. Палаты — одно-, двухместные, с удобными кроватями, с приспособлениями, помогающими вставать, передвигаться, обслуживать себя. В туалетной комнате меня поразил не душ и не унитаз, а система освещения. Человек сам выбирает, какой свет ему нужен — тусклый или яркий. Если не хочет он видеть свою физиономию в зеркале после операции, делает освещение потемнее, а если побриться ему надо перед выпиской, то можно и поярче. Я узнала, что интерьеры палат разрабатывали дизайнеры больничных помещений. Здесь очень мало белого цвета, зато много светло-серого, желтого и оранжевого.
Конечно, во всех палатах есть телевизоры, конечно, по всей больнице бесплатный WI-FI. А если человеку не хочется сидеть в палате, он идет в комнату отдыха — такие в каждом отделении предусмотрены. Там и газетку почитать можно, и телевизор посмотреть, и за компьютером посидеть. В комнате отдыха я увидела тумбу со стеклянными дверцами, за ними стояло штук двадцать пустых стеклянных ваз. Вазы — для цветов, которые приносят больным посетители.
В больнице мы провели четыре часа и ни разу не заскучали, такая интересная была экскурсия! Но вот что я вам скажу, уважаемые читатели. При всем моем уважении к финской системе здравоохранения и прекрасной организации медицинской помощи, я бы не хотела быть пациентом этой замечательной больницы. Потому что это больница. Да будем же все здоровы и в Финляндии, и в России!

Поделитесь:Share on VK
VK

Один комментарий на “Они – из будущего”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *