24 февраля в Москве, в “Зале инженерной славы” правления Российского Союза научных и инженерных общественных объединений, прошло чествование победителей Всероссийского конкурса “Инженер года-2013”. В 2013 году в этом конкурсе приняли участие около 40 тысяч специалистов со всей России. Для участия в конкурсе руководство ОАО “Апатит” выдвинуло две кандидатуры инженерно-технических работников предприятия.
По версии “Инженерное искусство молодых”, дипломом “Победитель первого тура Всероссийского конкурса “Инженер года” наградили ведущего инженера по буровзрывным работам Андрея Анатольевича Смирнова. Победителем конкурса, по версии “Профессиональные инженеры”, в номинации “Системы и технологии обеспечения безопасности производства” стала начальник отдела Лариса Николаевна Харинская. Председатель жюри конкурса академик РАН Юрий Васильевич Гуляев вручил ей нагрудный знак и сертификат профессионального инженера России.
— Я благодарна руководству ОАО “Апатит” за решение выдвинуть мою кандидатуру для участия в конкурсе, это большая честь для меня, — говорит Лариса Харинская. — Однако особую благодарность выражаю моим наставникам, которые “выращивали” меня как инженера — Александру Александровичу Петровскому, Александру Сергеевичу Душину, Виктору Матвеевичу Лаврицу и многим-многим ИТР, с которыми так или иначе я соприкасалась в своей профессиональной деятельности.
На мой взгляд, чтобы стать инженером, да и вообще специалистом в любой области, одного образования недостаточно. Образование — это лишь благодатная почва. А наставник — тот самый заботливый садовник, который выращивает растение (в данном случае специалиста) и не ждет немедленных результатов “здесь и сейчас”, не поучает, а наставляет, помогает раскрыться и адаптироваться в профессиональной среде. Можно, конечно, выдать новому сотруднику распечатанную инструкцию и сказать: “Научись-ка, братец, сам”. И потом долго ждать, пока он войдет в курс дела.
Мне повезло с наставниками, главные специалисты передавали собственные знания и навыки непосредственно во время рабочего процесса. Развивали мышление инженера. У них я научилась любить свое дело, свою работу и гордиться “Апатитом”. Поэтому победа в конкурсе, по большому счету, это их заслуга.
Низкий вам поклон, дорогие Александр Александрович и Александр Сергеевич, светлая память Виктору Матвеевичу.
Инженер (от латинского ingenium — способность, изобретательность) — специалист с техническим образованием. Основная инженерная задача — разработка новых и оптимизация существующих решений. Разработка принципиально новых решений (в том числе изобретений) составляет малую часть инженерного труда, но наиболее значимую. Вначале инженерами называли тех, кто управлял военными машинами. Понятие “гражданский инженер” появилось в XVI веке в Голландии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и других странах. Инженерное образование в России началось с основания в 1701 году в Москве школы математических и навигационных наук, а затем, в 1712 году, — первой инженерной школы.