Глаза бы не смотрели

Фасад и внутреннее состояние ритуального зала выглядят слишком скромно.

Чем старше мы становимся, тем чаще приходится прощаться с близкими людьми: уходят родственники, друзья, знакомые, коллеги. Уходят навсегда. И боль расставания с ними со временем остается светлой памятью.
Но сам момент прощания, бесспорно, очень тяжелый, и, к сожалению, усугубляет его обстановка, в которой он происходит.
Читатель возмущен

Так вышло, что на прошлой неделе Алла Зимина дважды была в ритуальном зале. В четверг она провожала бывшую коллегу — женщину, по ее словам, добрую, милосердную и порядочную, заслуживающую самых теплых слов.

— Меня поражает убожество нашего ритуального зала, — говорит Алла. — Провожаем хорошего человека, а прощальные слова подобрать сложно в такой обстановке. На стенах — серая кафельная плитка, на полу — старый половик. Цветы висят непонятно какого года, шторы ободраны. Освещение ужасное: с одной стороны желтое, с другой — жутко-голубоватое. Сарай какой-то, а не ритуальный зал. Позорище! Если у владельцев этого помещения нет денег, может, клич по городу бросить — открыть специальный счет для благоустройства единственного в городе прощального места? Ведь все там бываем.

Ритуальный зал действительно востребованное место. Бывает, что в день в нем проводят до четырех прощаний. Если учесть, что стоимость аренды зала для посетителей — 590 рублей за полчаса, то в месяц арендаторы получают немалые деньги. Так почему же их не остается на благоустройство зала?

Здесь все иначе

Апатитский ритуальный зал, конечно, можно сравнить с кировским, который выглядит не лучше. А можно найти и другой пример. Допустим, эстонский. О нем мне рассказала подруга. Так вот в Таллине обстановка в момент прощания с усопшими не усиливает страх и ужас происходящего, а, наоборот, успокаивает и даже придает некую торжественность моменту.

— Зал очень красиво оформлен в светло-бежевых тонах, стены выложены не кафельной плиткой, а лакированным светлым деревом, звучит тихая музыка, для посетителей стоят удобные кожаные кресла, а церемонию прощания ведет специальный человек — как распорядитель на свадьбе, — рассказывает подруга. — Он заранее встречается с родственниками, узнает все о покойном, сам готовит речь, с ней и выступает -понятно, что близким людям в эту трудную минуту не до слов. А для него это работа.
Он отвечает за все происходящее в ритуальном зале. Родственникам ни о чем не нужно волноваться — он все предусмотрит. И встретит, и рассадит, и даже успокоительное средство предложит, если потребуется. В личном разговоре этот человек сказал, что очень любит свою работу. Люди это чувствуют и поэтому с удовольствием пользуются его услугами. Ведь им не надо бегать по разным инстанциям и платить в разных местах — за транспорт, аренду, венки и так далее. Родственники могут освободить себя от этой суеты, если заранее встретятся с распорядителем и обсудят все нюансы прощания. Он выполнит любое пожелание.
Кстати, за услуги распорядителю платить не нужно — они включены в “похоронный пакет” вместе с местом на кладбище, погребением и стандартным надгробием.

Бизнес — не благотворительность

На самом деле у апатитского ритуального зала шансов стать похожим на эстонского коллегу практически нет. Дело в том, что много лет ритуальный зал был в муниципальной собственности, его сдавали в аренду по итогам конкурса. Несколько лет подряд его и помещение рядом с ним арендовала предприниматель Екатерина Федорцова со своим ООО “Ангел”. Дважды ремонтировала фасад, а в 2005 году отремонтировала помещение ритуального зала и внутри.

— А вскоре нас попросту выкинули оттуда, — говорит Екатерина Ильинична. — Поймите, никакой предприниматель не станет вкладывать большие деньги в ремонт, если с ним заключен не долгосрочный договор аренды, а лишь годовой. По крайней мере, нужно десять лет, чтобы оправдать ремонтные вложения. Если бы мы знали, что останемся здесь надолго, мы бы привели зал в порядок.

ООО “Ангел” и сейчас арендует комнаты рядом с ритуальным залом — там продают похоронные принадлежности, принимают заявки на копку могил и катафалк. Заодно чистят снег во дворе, убирают мусор, а его бывает много — люди нередко бросают газеты из-под цветов не в урны, а просто на землю.

Спонсоры, ау!

Сам ритуальный зал относится к больнице, она же и принимает с населения плату за получасовую аренду. Дело в том, что два года назад, когда больница переходила в областное подчинение, помещение ритуального зала передали из городской собственности в областную. И теперь все расходы по его содержанию — на совести больницы, но при согласии областного правительства. Город, как пояснили в городском комитете по управлению имуществом, не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность областного учреждения. Как говорится, баба с возу — кобыле легче. А как обстоят у нас дела в медицине — сами знаете. На фоне некоторых больничных кабинетов ритуальный зал выглядит еще неплохо.
По словам главврача Людмилы Степиной, после передачи объектов в областную собственность больница должна перезаключить договоры аренды. Но для этого нужно сначала заключить договор с оценщиком, который произведет съемку помещений, даст оценку стоимости квадратного метра. Дальше, исходя из этой суммы, будет выведена минимальная стоимость аренды, после чего ее согласуют в двух областных министерствах — здравоохранения и имущественных отношений, и только потом возможность аренды выставят на торги.

— Пока шла вся эта процедура, мы продлили договор аренды Екатерине Федорцовой на помещения рядом с ритуальным залом, — сказала Людмила Степина. — Но уже все согласования получены, так что вскоре мы выставим их на конкурс. Кто будет готов платить больше начальной суммы, с тем и заключим договор аренды. Такой закон.

Кроме ООО “Ангел”, ритуальные услуги в Апатитах предоставляют еще семь организаций. Так что наверняка конкуренция будет. А будет ли выглядеть достойно ритуальный зал — большой вопрос. Или область выделит деньги, что кажется невероятным, или спонсор какой найдется. Или же все останется, как было: с “большими” людьми будем прощаться в танцевальном зале ДК, а с остальными — в плохо освещенном ритуальном зале.

Поделитесь:Share on VK
VK

2 комментария на “Глаза бы не смотрели”

  1. Вы не были в Мончегорске там гроб с телом просто на улице, мы хоронили товарища в январе гроб стоял один вокруг никого похороны были в 13 а гроб стоял с утра .Просто ужас, а вы о ремонте .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *