Время, когда каждый сад мог выбрать обучающую программу и работать исключительно по ней, похоже, закончилось. Теперь ФГОС всему голова.
Нестандартный стандарт
Было время, когда все дошкольные учреждения использовали в работе программу под редакцией Васильевой, в которой основой было — организация разнообразных видов деятельности детей для их развития. Но по мере того, как стали появляться и другие творческие программы, в которых упор делался, например, на физическое или умственное, творческое или художественное развитие, сады выбирали полюбившуюся. Постепенно большинство дошкольных учреждений стали работать по профильным программам. И если (как часто бывает) ребенок переходил из одного сада в другой, это отражалось на его развитии — он не мог подстроиться под новую программу, как бы не вписывался в коллектив и чувствовал себя неуютно.
Сейчас, после того, как 1 сентября дошкольное образование официально стало полноценным уровнем общего образования, для всех садов вводят новый ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт.
Его разрабатывали больше полугода. Летом, после обсуждения, поправок и замечаний, стандарт доработали, а в августе приняли окончательно. От большинства образовательных стандартов ФГОС отличается тем, что не предусматривает тестирования и диагностики знаний детей, их умений и навыков.
Новый стандарт определяет финансовые, кадровые и материально-технические условия, а также требования к составлению образовательных программ для детских садов: соотношение двух частей — образовательного минимума и вариативной части. Причем специалисты еще работают над созданием основной программы или, возможно, нескольких. Так же, как и над комплектом программ, которые можно будет использовать как дополнение. Реестр программ-дополнений обещают закончить в январе будущего года.
Ребенок + взрослые
Перестраиваться придется и педагогам, и родителям. Родители платят лишь за уход и присмотр, а вот образовательный процесс государство обеспечивает при помощи требований к организации педпроцесса и необходимых финансовых вливаний.
Основная миссия стандарта, по словам Александра Асмолова, директора федерального института развития образования, — становление и развитие личности ребенка, где нужно “не столько научить ребенка читать и писать, сколько приохотить его к учебе на протяжении всей жизни”.
Так что, теперь задача детских садов — не тренировать детей к школе, а максимально адаптировать их к следующему уровню образования, развивая речь, формируя все компоненты мыслительной деятельности. Учитывая при этом индивидуальные особенности — не оценивать, а ценить каждого. Оценочная диагностика сменится диагностикой развития, занятия станут более игровыми.
Уровень качества работы воспитателей по новому стандарту будут оценивать родители, поэтому очень важно, чтобы они были заинтересованы не в натаскивании детей к школе, а понимали, что главное — насколько их ребенок мотивирован к учебе. Главное, чтобы к окончанию детского сада дети хотели идти в школу.
Предполагается, что именно родители станут ценителями и активными участниками образовательных отношений в детском саду.
Требования повысят
Требования к педагогам, конечно же, повысятся. Ведь воспитатель — ключевая фигура в процессе, и он должен быть хорошо подготовлен. Уже есть проект профстандарта, требования в нем на порядок жестче, чем были. Например, воспитатели без среднего специального образования (только с педклассом) уже не смогут учиться на курсах повышения квалификации. Те, кто захочет остаться в профессии, должны будут получать образование.
Большинство воспитателей, с кем удалось поговорить, сейчас еще смутно представляют себе, как и что изменится в их работе по новым стандартам. Но, говорят, отмена диагностирования детей в его привычном виде — это хорошая новость. Вероятно, всем им придется проходить курсы повышения квалификации, где задачи будут поставлены более четко. Возможно, в сады вернут психологов, ставки которых в недавнем прошлом сократили.
Понятно, что результаты от нововведений появятся не сразу — предполагается, что в полную силу стандарт заработает к 2016 году. За это время система дошкольного образования должна будет полностью перестроиться.