Руководители города предложили собственникам квартир в доме №17 на проспекте Ленина дать добро на капитальный ремонт. А предварительно согласовать цену проекта будущих работ. Люди согласны, но платить за это не намерены.
Эксплуатировали плохо и долго
Беда пришла в этот старинный, постройки 30-х годов, жилой дом вечером 22 апреля. В одной из торцевых стенок здания стали выпадать кирпичи, образовалась большая дыра. Тогда в администрации Кировска ситуацию назвали чрезвычайной, на средства бюджета провели инструментальное обследование разрушенной части дома. Четыре семьи, живущие там, переселили во временное жилье. Долго по конкурсу искали подрядчика, чтобы отремонтировать стену. К концу осени злосчастную дыру все же залатали.
Потом власти посчитали необходимым заказать подробное исследование всего строения. История затянулась, но в итоге специалисты выдали безрадостный для жильцов вердикт: дом находится в состоянии, “характеризующемся от ограниченно-работоспособного до аварийного”. По их мнению, причина разрушения — плохая работа системы вентиляции и некачественно выполненные вентиляционные каналы в наружных стенах, длительный период эксплуатации, неправильно организованные стоки осадков с кровли и так далее.
В октябре в администрации состоялось заседание межведомственной комиссии, которая вынесла заключение: “провести капитальный ремонт в доме №17 необходимо и возможно, чтобы привести его в соответствие с установленными требованиями к жилым помещениям… Помещения квартир в разрушенной части дома не пригодны для проживания в связи с наличием вредных факторов среды обитания, не позволяющих обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения эксплуатационных характеристик”.
Не крепость
Этот дом, построенный по проекту архитектора Медведева, находится напротив здания администрации, в самом центре Кировска. В полуовальной пристройке расположена центральная аптека. Жилье здесь всегда считалось престижным. Но теперь можно лишь выразить сочувствие людям, которые имеют там жилье. Ведь все они оказались в тяжелом положении, и выйти из него будет непросто.
Трудно осознавать, что твоя квартира, за которую ты исправно платишь, в любой момент может оказаться вовсе не крепостью, а совсем наоборот. Поэтому понятна реакция людей, собравшихся во вторник вечером в администрации. Большинство хочет знать: кто виноват? Отмечу, что такого массового общедомового собрания я никогда не видела — зал был полон.
Как выяснилось, всего в собственном владении горожан — около 60 процентов общего имущества дома, остальное — имущество муниципалитета. Каждому зарегистрированному на собрании собственнику выдали бюллетень для голосования с вопросами повестки.
А жить на что?
Андрей Звонарь, глава администрации Кировска, выступил первым и предложил поддержать инициативу комитета по управлению муниципальным имуществом о проведении капитального ремонта и разработке для этих целей проектно-сметной документации.
— Если принять такое решение, возможно, дом попадет в региональную программу капитальных ремонтов, а я как глава администрации буду хлопотать о помощи на разных уровнях, — сказал Андрей Юрьевич. — Но для этого необходимо утвердить расчет стоимости проектирования ремонта. Это 2 миллиона 834 тысячи 144 рубля. В процессе аукциона эта стоимость может уменьшиться, но пока она максимально рассчитана в соответствии с нормативами и базовыми ценами. Ремонт дома специалисты оценивают примерно в 50 миллионов рублей.
Это предложение вызвало у собравшихся бурю негодования, люди ругались и требовали справедливости.
— Я живу в этом доме с 1945 года, — сказал Василий Ковалевский. — И на моей памяти ремонт в нем делали в 1967 году, больше не было. При этом я не один десяток лет пытаюсь бороться с коммунальщиками, которые неправильно обслуживали наш дом, и давно предупреждал их, что он может рухнуть.
— Вы предлагаете мне, пенсионерке, полгода выплачивать около 15 тысяч рублей в месяц за проект? А на что мне жить? — возмутилась другая жительница дома. — Я что, отдам деньги на ремонт и пойду на улицу?
“У нас нет таких денег, и голосовать за предложение администрации мы не будем. Мы согласны на ремонт, но за счет муниципалитета” — так можно обобщить остальные высказывания собравшихся.
И тут людям объяснили, что по закону сделать это невозможно. В ответ жильцы дома предъявили обвинения в халатности управляющей компании и в бездействии — властям и депутатам.
— Мы должны найти конструктивные решения проблемы и объединить свои усилия, а не искать виновных. Потому что, пока мы их будем искать, дом может разрушиться, — парировал Михаил Горбачев, глава Кировска. — А со стороны собственников квартир я не вижу никакой инициативы, кроме претензий и слов, что власти должны! А почему вы ранее не предъявляли претензий тем, с кем у вас заключен договор на обслуживание и содержание дома?
Мы пойдем в суд
Почти два часа шло это собрание. Все заметно устали, поэтому некоторые люди ставили “галочки” в своих документах и уходили. Как проголосовали собственники дома №17, стало известно в четверг — собственники “за” капитальный ремонт дома и оформление проектно-сметной документации и категорически против оплаты этих работ из своего кармана.
Положительным итогом собрания, по мнению Андрея Звонаря, стало решение создать официальную рабочую группу из нескольких собственников дома, которые станут представлять интересы своих соседей на общих совещаниях в администрации. Как выразился Андрей Юрьевич, это уже хороший сдвиг в такой трудной истории.
А вот что рассказала мне Екатерина Войтенко, одна из инициативных жильцов злополучного дома:
— Мы выяснили, что наш дом был изначально построен с определенными нарушениями. Получить какие-либо документы о техническом состоянии и ремонтах по дому нам не удалось, в управляющей компании сообщили, что они утеряны. Платить предложенные деньги за проект мы не намерены, будем обращаться в суд, который, надеюсь, выяснит, кто виноват.
Кстати, по информации комитета по управлению муниципальной собственностью администрации, еще 29 домов старой постройки Кировска необходимо срочно обследовать. Сейчас КУМС проводит собрания собственников квартир, но пока на обследование каждого дома, минимум в 100 тысяч рублей, согласились жильцы лишь четырех домов…