Марина Анатольевна Чайковская,

Pretty women

Когда мы пришли на первый урок информатики, все для нас было новым, интересным и неожиданным. Компьютеры, новый необычный класс, и еще более необычная учительница.

Марина Анатольевна появилась на том уроке в потрясающе элегантном наряде: представьте себе ослепительно белый блейзер, в глубине выреза которого угадывалось нежное кружево. Кроме блейзера, была еще столь же ослепительная мини-юбка, далее – стройные ноги а-ля Барби, и ниже – белые лодочки на дикой шпильке. Тонкую шею украшали изумрудные крупные бусины, уши – серьги того же цвета, а благородной формы руки – длинные безукоризненные ногти. И вот эти руки держали банальный учебник… Одним словом первый урок информатики в нашем классе прошел в состоянии полнейшего оцепенения и шока в рядах учеников.

Пусть не обидятся на меня другие учителя, но Марина Анатольевна, скорее всего, самый элегантный в городе педагог. Каждый урок информатики преподносил нам в ее лице новые сюрпризы – рядом с задачами в тетрадках наших девчонок появлялись наброски блузок и юбок – тех, в которых Марина Анатольевна приходила на уроки.

Эта женщина, обладающая потрясающим вкусом, была для нас еще и неким олицетворением идеи демократии, эдаким изящным воплощением статуи Свободы. Она всегда и в любых ситуациях была неизменно доброжелательна и ровна с учениками. В кабинете информатики никогда не витало едкое: «Я – учитель, ты – дурак». Это не только не произносилось (а ведь чего греха таить, в наших школах частенько бывает и такое), этого даже и в мыслях ни у кого не было.

В ее присутствие даже самые отъявленные хулиганы вели себя почти образцово – валять дурака было как-то несообразно в обстановке, одновременно собранной, деловой и раскрепощенной.

Кроме того, большим демократизмом Марина Анатольевна отличалась, скажем, и в «быту»: могла одолжить ученику деньги, будучи в отъезде – разрешить компании старшеклассников отметить у себя дома праздник, и даже одолжить ученице свои колготки на время дискотеки (у той «поползла» из-под мини-юбки стрелка, а домой бежать было далеко). Старшеклассники называли ее «Самый человечный человек».

Читатель может упрекнуть меня либо в предвзятости (дескать, Марина Анатольевна произвела на меня пусть сильное, но неверное впечатление), либо в том, что я была ее любимчиком. Однако я знакома с ней более семи лет, и к тому же ученицей, увы, была далеко не самой способной, а значит, далеко не самой любимой.

И все же для всех нас, девчонок и мальчишек, для способных и не очень, эта доброжелательная, красивая и умная женщина была эталоном. Жгуче хотелось подражать ей. И хочется до сих пор.

Детство и юность

Марина Анатольевна Чайковская появилась на свет чуть более тридцати лет назад в Новомосковске Тульской области. Все ее предки – туляки; прадед делал настоящие тульские самовары и даже возил их на выставки в Париж.

Мама Марина – Розалия Алексеевна – и отец Анатолий Никитович всю жизнь проработали на мебельном производстве. Розалия Алексеевна настолько ценный специалист, что ее пригласили работать в Москву. Сейчас уже в пенсионом возрасте, она работает с зарубежными фирмами и об уходе на пенсию даже не помышляет.

И Марины Анатольевны есть младшая сестра Наташа – любимица отца. Сейчас она живет в Москве, воспитывает двух сыновей, замужем за штурманом дальнего плаванья. Наташа не работает, образцово ведет хозяйство, но…

— Я бы так жить не смогла! – говорит Марина Анатольевна.

Учеба в первом классе Марине доставалась нелегко – за малейшую помарку или ошибку мама безжалостно рвала тетрадь, и дочери приходилось все переписывать заново. Такая практика научила девочку безукоризненному порядку, аккуратности и дисциплине. Год она помучилась, зато уже потом никогда ее учебу родители не контролировали.

Школу Марина окончила с тремя четверками – по русскому языку, трудам и военному дело. «Разлагает коллектив» — говорил о ней военрук. А одноклассники на одном из уроков литературы неожиданно указали на нее, как на «героя нашего времени».

Брак на почве защиты диплома

Окончив школу, Марина Чайковская легко поступила в Московский химико-технологический институт имени Менделеева. В первую сессию не сдавала ни одного экзамена – с ходу получила все зачеты «автоматом». Потом «ронять лицо уже было неудобно, поэтому она окончила институт с красным дипломом, получив специальность программиста химико-технических процессов.

Дипломный проект Марина писала под руководством преподавателя института (к тому же сына ректора) Александра Эдуардовича Кириченко:

— Я не могу сказать, что он уж очень сильно демонстрировал свои чувства ко мне, — говорит Марина Чайковская. – Ну, пригласил на диплом, кое в чем помогал, задания приносил домой в конверте…

После защиты Марине предложили лучшее распределение, но она выбрала… Фергану! Там предлагали оклад 160 рублей и трехкомнатную квартиру. Кроме того — экзотику, фрукты, вечное лето! Александр Эдуардович поспорил с ней тогда на ящик конька, что она скоро вернется, а родители Марины с удовольствием отправили дочь в Среднюю Азию — лишь бы замуж не вышла.

Все закончилось так: спустя восемнадцать дней, с большими трудностями (вылет не давали четыре дня) и коробками фруктов, худая, загорелая и измученная, Марина прилетела в Москву.

В 1981 году она вышла замуж за своего преподавателя. Он собирался защищать кандидатскую диссертацию, а тему ему давали в Апатитах. Так молодая семья и попала на Север. После замужества дочери Розалия Алексеевна полтора года не общалась с молодыми. Бойкот закончился лишь после рождения первой внучки, Анастасии – бабушка приехала в Апатиты с горой подарков. Сейчас она утверждает, что лучше ее зятьев нет в мире мужчин…

Все дороги ведут в школу

В Апатитах Марина Анатольевна пять лет проработала программистом в кустовом информационном центре «Главмурманскстроя». Когда ее мужу предложили создать информационный комплекс для школьников (почти десять лет назад), в средних школах только начали вводить информатику и программирование. Центру отдали часть помещений в школе № 2, и вскоре туда стали приходить старшеклассники со всех школ, постигать азы новой науки.

Длинноногая учительница в шортах производила неизгладимое впечатление, как на учеников, так и на учителей.

— Про меня говорили, что я многого добиваюсь «через короткую юбку», но ведь руководящие посты в педагогике занимают как раз женщины, на которых мои наряды действуют, как красная тряпка на быка. Так что дело здесь, похоже, в другом.

Марина Анатольевна, дабы не терять квалификацию программиста, кроме основной своей деятельности в школе, создавала программное обеспечение для первоклашек, работала до ночи. Впрочем, они до сих пор с мужем уходят из школы одними из последних.

Когда на Мурманскую область выделили всего четыре класса «пилотской школы» — компьютеры IBM, один из классов попал во вторую школу, и это Марина Анатольевна справедливо считает своей заслугой. Она крайне энергична, ей необходимо движение вперед.

Вот уже полтора года, помимо уроков информатики, она ведет факультатив у старшеклассников в классе прикладной экономики. Чайковская – исполнительный директор Хибинского регионального центра международной программы «Достижения молодых». В рамках этой программы она и преподает прикладную экономику. Кстати, она получила «Золотой сертификат», подписанный академиком Велиховым, дающий ей право преподавать прикладную экономику до конца жизни.

— У меня ведь нет педагогического образования, — говорит Марина Анатольевна, — и в самом начале моей карьеры меня частенько, что называется, «возили мордой об стол» — не имеешь права, мол, даже на педсовете высказываться. Тогда меня Вячеслав Николаевич Семичев буквально грудью защищал. Так вот, в этом году я самая первая в городе сдала экзамены в Мурманске на разряд и получила самую высшую категорию.

Кроме того, я постоянно даю открытые уроки на город и область. Но у нас вообще-то каждый урок открытый. И я стала учителем-методистом гораздо раньше тех, кто когда-то попрекал меня отсутствием должного образования.

Мне нравится работать в школе. Я не ставлю ученикам привычные отметки, я придумала и разработала специальную систему баллов. Ребята демонстрируют свои знания с помощью тестов, деловых игр, позволяющих им реализовать себя.

Страшно, но школа до сих пор очень консервативна, многие учителя, просто не понимают, как важно знать основы экономики. В самом деле, я работаю, только для детей, стараюсь дать им экономические знания, чтобы им было легче в жизни, чтобы, покидая школу, они знали, немного больше, чем мы.

Мне сейчас приходится очень много читать экономической литературы – книгами у нас завален весь дом.

— Вы честолюбивый человек?

— Пожалуй, да. Но ведь мой успех – это мой собственный труд, и ничего более. К тому же мне крайне важен результат моей работы, бесперспективное дело меня не привлекает.

Семья и быт

Марина Анатольевна дома бывает мало. Работа «съедает» почти все ее время. Хорошо, что подросли дочери – Насте тринадцать, Наде десять – и помогаю по хозяйству: убирают квартиру, гуляют с собакой, иногда готовят ужин. Старшая склонна к математическим наукам, занимается у мамы в экономическом классе, младшая увлекается спортом.

О муже Марина Анатольевна говорит так:

— Он – саамы надежный человек, самая лучшая опора и поддержка. То, чего я добилась в жизни, — все только благодаря ему (какой мужчина не был бы счастлив, услышать о себе такое? – Н.Ч.). Кроме того, мой муж – самый ценный критик, он всегда подскажет, укажет на ошибки и поможет их исправить.

— Вы очень уравновешены и миролюбивы. Бывают ли у Вас срывы?

— С годами я становлюсь менее терпимой, чаще раздражаюсь, срываюсь на детях – своих конечно. Но они меня прощают…

Как выяснилось в ходе беседы, потрясающие наряды Чайковской – дело ее рук. Поскольку педагоги – не самые богатые люди, к тому же их зарплату им нередко задерживают, то в этой семье экономят деньги на одежде. Себя и детей Марина Анатольевна обшивает сама, причем так, что можно только позавидовать. Помню, в нашей школе о ней говорили еще и такое: «У Марины денег куры не клюют – она все время носит «импорт», да еще, видать, коллекционные модели».  Мы тогда и представить не могли, что эти коллекционные шмотки создаются по ночам, дома, с помощью ножниц и швейной машинки.

Кроме своей работы, мужа и дочерей, Марина Анатольевна любит стихи Пастернака и Цветаевой, прозу Булгакова и Грина, а также духи «Жэ-о-зэ». Флакончик этой французской жидкости Марина и получи от мужа на Новый год, как новогодний подарок…

Но прежде – она должна вернуться из Москвы, с международной конференции по прикладной экономике, куда уехала 30 декабря.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *