“А на что мы идем? — спрашивал у кассира в “Полярном” молодой человек. — Нам покажут “Прибытие поезда?”. Нет, в среду вечером самой взыскательной публике города показали другую “фильму”.
С пропагандистским сюжетом и абстрактным музыкальным сопровождением.
Обувщики возвращаются на бронепоезде с маневров. И тут — учебная атака. Гонца отправляют с донесением о подмоге, но он не в силах вовремя его доставить — бежать мешает гвоздь в сапоге. Его товарищи “гибнут” в условной газовой атаке, а потом все собираются судить юношу. “Самый справедливый советский суд” требует: предателя нужно убить! Обвинитель тычет в парня пальцем (любопытный момент — адвокатов в те времена никаких не было), товарищи брезгливо морщатся, а пионеры выходят с плакатом “Мы не хотим таких отцов!”. Однако трибунал виновен сам — мастера изготовили негодную обувь. Лента заканчивается так: гонца признать виновным, а всех остальных “лишить почетного звания пролетариата”. И, конечно, лозунг: “К грядущей войне — никаких гвоздей!”
Фильм 1932 года интересен многими деталями: и исторической правдой, и бытовыми мелочами, но главное — мастерством постановщика, который сумел сделать агитку динамичной и страшной с помощью смелых ракурсов и крупных планов. Трудно поверить в то, что этот фильм вообще немой!
“Гвоздь в сапоге” любопытен еще и другим: а как начинал классик соцреализма Михаил Калатозов? “Гвоздь в сапоге” он снял в 29 лет у себя на родине, в Грузии, и это его третий фильм. Потом, много позже, Калатозов снимет и “Первый эшелон”, и “Красную палатку”, и известный во всем мире “Летят журавли”. Кстати, фирменные приемы мастера — чередование динамики кадра и длинного крупного плана — использованы во всех его 14 картинах.
Но, конечно, особенно эффектным старый фильм получился благодаря современной “живой” музыке — музыканты исполняли ее, сидя около сцены. Странные мелодии, электронные звуковые эффекты, потрясающей силы и красоты голос вокалистки — все это заставило зрителей впасть почти в медитацию. А после окончания представления — аплодировать стоя и кричать “браво”.
Как рассказал “ДД” Игорь Шайтанов, координатор проекта, впервые фильм-концерт показали на 23-м международном кинофестивале в Тромсё в январе 2013 года, и это уже пятый эксперимент с архивной лентой.
— В этом и есть смысл проекта — органично передать связь поколений, взглянуть на картинки прошлого с помощью новой музыки. В этом году взгляд упал на “Гвоздь в сапоге”, — рассказал Игорь. — Музыку написали в течение фестивальной недели участники проекта — Кристиан Холлингстер из Тромсё (гитара, звуковые эффекты), Йон Эйрик Боска из Бергена (ударные, перкуссия), Андрей Июдин (бас-гитара, звуковые эффекты) и Евгения Устинова (клавишные, вокал) из Петрозаводска. Таким образом уже были озвучены пять фильмов, и не только классика начала XX века. В планах на будущее — советская комедия.
“Гвоздь в сапоге” мы уже показали в Мурманске, впереди Петрозаводск, Москва, Архангельск. Мы стремились в Апатиты, нам очень важно ваше внимание. И Апатиты нас приятно удивили — необычный проект, некассовый день, билеты благотворительные, но люди пришли и были очень отзывчивы. Это здорово!