Поменять управляющую компанию собственники могут — по закону для этого достаточно проголосовать на общем собрании дома. Однако если вами управляет самая крупная городская компания, не желающая делиться с остальными, то свой выбор придется отстаивать.
Активные есть?
— Мы готовы помогать собственникам, которые хотят сменить управляющую компанию, чтобы воспользоваться нашими услугами, — говорит Сергей Антипов, директор УК “Наука”. — Можем оказывать помощь в проведении общих собраний, а также юридическую поддержку. Но для этого необходимо, чтобы среди жильцов дома нашлись инициативные люди.
Речь о совете дома. Жилищный кодекс сейчас обязывает собственников содержать и ремонтировать общедомовое имущество — лестничные клетки, крышу, чердаки, подвалы. Но мы трудно привыкаем к мысли, что качество этих работ напрямую зависит от нашего неравнодушия. Конечно, хочется оплатить квитанции и взамен получить хорошие условия для проживания. Только это ведь невозможно — подавляющее большинство домов в городе построены давно и много времени эксплуатировались через пень-колоду.
Контролировать работу управляющей компании сложно, гораздо легче сетовать на грязные подъезды, ржавые трубы и вопрошать: за что деньги платим? Обсудил с соседями, вроде бы легче стало, но ситуация не поменялась.
Взять на контроль и донести до нужных чиновников мнение жильцов о ремонте и обслуживании дома мог бы совет дома. Тем более, что в нашем законодательстве его создание закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 04.06.2011 года, №123.
Но даже на такие усилия — провести общее собрание и выбрать людей, которые будут вникать во все эти вопросы — мы порой не способны. Хотя, как показывает последний год, динамика есть: как только в доме появляется инициативная группа из двух-трех человек, остальные невольно начинают “шевелиться”.
Не бойтесь перемен
Вот о сотрудничестве с такими неравнодушными жильцами и мечтают небольшие управляющие компании города. Их немало, но точное количество определить невозможно — в администрации есть лишь сведения о регистрации той или другой компании. А вот действующими они считаются после того, как заключат договоры с собственниками хотя бы одного дома.
Многие из этих УК уверяют, что готовы обслуживать дома, пытаются проводить общие собрания жильцов. Но даже после решения суда о передаче документов на дом от “Апатиты-Комфорта” в компанию, услугами которой хотят воспользоваться жильцы, легче не становится — наступает период двоевластия. Старая компания тянет время (в последний день подает апелляцию) и продолжает делать вид, что обслуживает дом. Новоизбранная УК, чтобы не потерять доверие людей, вынуждена обслуживать тот же дом практически за свой счет. А люди, получив квитанции от двух УК, не могут понять — кому платить.
— Я думаю, что людям надо активнее принимать решения и не бояться перемен, — говорит Сергей Антипов. — Мы, например, готовы к работе: есть хорошая база, заключены договоры с подрядными организациями. В каждом доме, который берем на обслуживание, проводим технический аудит, чтобы понять, какие проблемы придется решать в первую очередь. А качество нашей работы покажет первый же отопительный сезон.
Совет дома, считает Сергей Александрович, может и должен принимать участие в такой работе. Людям необходимо увидеть и понять: чтобы привести дом в порядок, понадобятся время, совместные усилия и установление реального тарифа на обслуживание.
Помочь в организации собраний готовы и в администрации города — в отделе ЖКХ каждый вторник и четверг с 14 до 17 часов можно получить консультацию и образцы необходимых бюллетеней и протоколов для общих собраний.