Светлое воскресенье

Племянники хозяйки участвуют в приготовлении пасхального барашка.

Человек, похожий на капитана футбольной команды “Барселона” Карлеса Пуйоля, выбросил под сосну какую-то железяку прямо на глазах двух мальчишек. Вот зараза, подумала я, вокруг мусора и так хватает, а он еще добавляет! Ему что — до урны не дойти? Мне даже захотелось крикнуть ему с высоты седьмого этажа что-нибудь строгое, призвать беречь природу… И тут “Пуйоль” вытащил из багажника уже целую охапку металлических штуковин и тоже бросил их под сосну.

Мы очень рады

В общем, ошибочка вышла — никто прекрасную греческую природу под окнами нашей красивой греческой гостиницы губить не собирался. “Пуйоль” — на самом деле Янис, брат хозяйки гостиницы, и его сыновья начинали готовить пасхального барашка.
Такая в Греции традиция на Пасху — зажаривать целиком на вертеле барана, а то и двух. Вертелы устанавливают в каждом жилом дворе, в каждой таверне, у каждого ресторана. Жареный барашек — главное блюдо пасхального воскресенья, а суп из бараньих потрохов — магирица — угощение пасхальной полночи. Магирицу тоже подавали в ресторане нашей гостиницы, как и крашеные яйца. Именно в полночь.
Пасху в Греции мы встречаем уже второй раз. Пять лет назад этот праздник нас потряс в прямом смысле. Как только в церкви произнесли слова “Христос Анести” (Христос воскрес), по всей округе стали взрываться бомбы, у мужчин даже шапки с голов посшибало. Потом выяснилось, что это такие петарды мощные, а никакие не бомбы. Но бабахало не по-детски. И даже страшновато было.
И в этот раз я думала будет такая же пальба. Мы поговорили на эту тему с Эвитой, девушкой-портье из нашего отеля “Миконос Парадайз”. Эвита хоть и юная, но национальные традиции знает хорошо.

— Стреляют? Громко? Так ведь мы радуемся, что Он воскрес. Мы очень рады!

К нашему удовольствию в городке Неа Каликратия, где мы сейчас отдыхаем, петарды на Пасху взорвали всего два раза — и то какие-то жидкие. Но радости было не меньше. Здесь так празднуют Пасху, что даже нам, людям мало религиозным, стало завидно. Мы так на Новый год не веселились дома, как на Пасху в Греции.

Интернациональный обед

Рембетико - песня и танец, очень любимы греками. Рембетис - это человек, который мотается по жизни, любит петь, танцевать, курить кальян, устраивать драки, любит женщин. Танец демонстрирует такой стиль жизни.

На праздник пригласили всех постояльцев гостиницы — греков, сербов, румынов, русских, болгар. Сказали: будет не только барашек, но и “живая” греческая музыка. Не сказали только основного: будут танцы. Хотя теперь я понимаю, что грекам не надо говорить о танцах — если есть песни, то танцы сами собой возникают. И это знаменитые сиртаки — танец, когда люди танцуют в хороводе, взяв друг друга за плечи. И всегда в танце есть заводила — у нас это была хозяйка гостинцы госпожа Рула.
У Рулы невероятно красивые волосы пшеничного цвета, ослепительный маникюр, туфли на высоченных каблуках — картинка, а не женщина! Ей бы на троне сидеть и чтобы золотая рыбка была у нее на посылках. А она, как только музыка заиграла и певец затянул красивую греческую песню, вышла на середину зала и давай плясать, гостей в свой хоровод закручивать. И так почти два часа подряд с небольшими перерывами.

Музыканты работали три часа без малейшего перерыва. Голос певца, очень сильный и чистый голос, ни разу не дрогнул.

Нам водки не надо

В перерывах Рула подходила к гостям и постояльцам: христосовалась (обнимала и целовала в обе щеки), интресовалась, как настроение, как угощение. И к нам подошла. А нас и спрашивать не надо про настроение — восторг да и только. Мне тоже ужасно хотелось танцевать, под их музыку невозможно сидеть или стоять. Но я стеснялась. Выручили официантки — Ирина и Страта, они подхватили меня за руки и вытащили в центр танцующего хоровода. Незнакомые мужчины и женщины расступились, обняли меня за плечи и продолжили танцевать, будто всю жизнь меня ждали. А я вовсю смотрела, что надо делать ногами. Нашу цепочку возглавляла бабулька в зеленых балетках, она задавала темп, и ее шаги стали для меня образцом.
Мы прошли один круг, второй, а песня не кончается, более того — темп становился все быстрее, неугомонная госпожа Рула делает из нашего хоровода змейку, и мы уже не танцоры, а летчики. Я хочу сбежать, но старшее поколение меня не выпускает из круга, и я продолжаю отплясывать. В конце-концов мы, русские, по части танцев тоже не лыком шиты. Открылось второе дыхание и … песня кончилась. Я побежала умыться и встретила девушку-портье Эвиту.

— Ты что, водку пила? — просила она, увидев мое красное лицо.
— Не-е, только танцевала, — ответила я.

Кстати, о водке. Вернее, о спиртных напитках. Еще раз с удовольствием напомню, что греки — люди малопьющие, водке, вину и даже пиву они предпочитают кофе и воду. Праздник в честь Пасхи не был исключением — на столах стояли в основном бутылки с минеральной водой и стаканы с фраппе — растворимым кофе со льдом. Кофе взбивают в пену, а потом уже добавляют кубики льда, подают и сладкий, и несладкий. После энергичного хоровода я могла охладить организм только стаканом фраппе, между прочим. Но пили мы и вино: здесь, на севере Греции, производят отличную рецину — белое виноградное вино с добавлением сосновой смолы. Еще попробовали местное македонское белое сухое вино — цантали. Но лучше всего на такой жаре (а здесь уже неделю плюс 29-30) идет обыкновенная газированная вода с лимоном.

Хозяйка гостиницы Рула и официантка Страта.

Сказала о напитках, надо сказать о еде. А она была — пальчики оближешь. В нашей гостинице вообще очень хорошая кухня, а уж на праздничный обед шеф-повар просто превзошел себя. Кроме баранины на вертеле, подавали кокореци — бараньи потроха в кишках (тоже готовят на вертеле), гриль-курицу и гриль-свинину, печеный картофель и плов с изюмом, двадцать пять салатов, слоеные пирожки с фетой, оливки, рыбные паштеты, сэндвичи, печеный сладкий перец. Был и разнообразный сладкий стол — с пирожными, засахаренными фруктами, лукумом, халвой, желе, муссом, шоколадным кремом.
Но гастрономическое изобилие — все равно не самое главное на Пасху в Греции. Главное — люди становятся ближе друг к другу. Свои и чужие. И конечно, удивляет неподражаемая любовь греков к жизни. Они действительно умеют радоваться — и не только тому, что Христос воскрес.

Поделитесь:Share on VK
VK

Один комментарий на “Светлое воскресенье”

  1. А в Бабу-Ягу верите? Нет? А почему так доверяете еврейским сказкам пастухов?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *