Директор магазина горящих путевок “Хибины” уже не раз была героиней наших публикаций. Вот только в последние годы она чаще попадала в криминальную хронику: слишком много жалоб на нее поступало в милицию. Некоторые из них заканчивались в суде, где рассматривали уголовные дела против директора магазина. Третье дело стало самым сложным.
Не устраивайте театр!
Первое уголовное дело случилось в жизни Нелли Абакумовой в 2008 году. Тогда в качестве потерпевших были туроператор, которому, судя по материалам, директор апатитского магазина причинила ущерб на сумму почти 240 тысяч рублей. А также трое жителей города, которые все вместе потеряли около 300 тысяч рублей. Суд признал Нелли Модестовну виновной, но наказал условно.
Второе дело в суде рассматривали в 2009 году, потерпевшими признали двоих жителей города, а сумма ущерба составила примерно 60 тысяч рублей. Наказание, несмотря на то, что директор магазина совершала преступления во время условного срока, снова было условным. Похоже, эти два приговора позволили Абакумовой почувствовать себя безнаказанной, и она продолжила свою деятельность, и тогда в полицию снова начали поступать заявления от обманутых клиентов.
— В то, что ее и в этот раз не накажут, а, скорее, оправдают, она, похоже, верила, — рассказывает Екатерина Зайцева, государственный обвинитель по этому делу. — На самом первом заседании она вообще суд театром назвала, а представителю гособвинения предложила изучить законодательство о туристическом бизнесе, чтобы понимать, о чем говорить.
Добровольная помощница
Судебное разбирательство было долгим и эмоциональным. Причины — уверенная в своей невиновности подсудимая, семеро потерпевших, сложность именно этого, третьего дела.
— Если в первых двух Нелли Модестовна выступала как директор магазина турпутевок, который не выполнял свои обязательства и обманывал клиентов, то сейчас все было гораздо сложнее, — говорит Екатерина Вячеславовна. — Нынешние потерпевшие обращались уже не в магазин горящих путевок, где Нелли Модестовна была директором, а в некие ООО “Лазурит” и “Лазурин”, где директорами являются муж и сын Абакумовой. И она до последнего утверждала, что никаких денег не присваивала, а то, что получала от клиентов, передавала по расчетно-кассовым ордерам мужу и сыну. Но общались клиенты — заказывали туры, оплачивали их и заключали договоры — именно с Нелли Модестовной. И со всеми Абакумова “работала” по разным схемам.
Свое присутствие в этих двух ООО Абакумова в суде объясняла так: безвозмездно помогала директорам. Но в договорах она именовалась менеджером обществ, действующим по доверенности. Начиналось все, как в обычных турфирмах, — клиент приходил и рассказывал о желании отдохнуть где-нибудь на морях. А далее с одними Абакумова заключала предварительный договор, брала от них доверенность на покупку туристического продукта и сразу получала задаток. Другим же подыскивала тур, сообщала об этом и после заключала предварительный договор, получала доверенность и часть суммы.
— Во всех предварительных договорах уже были указаны все потребительские свойства продукта, которые можно прописать, лишь имея его на руках, — рассказывает Екатерина Вячеславовна. — Но такого быть не могло, поскольку туры она к тому времени еще не бронировала.
Через некоторое время Нелли Модестовна говорила клиентам, что тур забронирован, получала оставшуюся часть суммы, заключала основной договор и выписывала туристическую путевку. Народ верил, собирал чемоданы, и тут…
Семь бед — один ответ
Одна из потерпевших рассказала, что во время заключения договоров ей несколько раз назвали туроператора, у которого будет забронирован тур. Но после полной оплаты она прочитала в Интернете, что отель, который ей забронировала Абакумова, закрыли.
— Она позвонила Нелли Модестовне уточнить информацию, но та успокоила, мол, ничего страшного не произошло. Потерпевшая позвонила туроператору и выяснила, что ее тур не оплачен, после этого она отправилась в турмагазин.
Абакумова попыталась убедить клиентку, что о каком-то определенном операторе речи не было и она могла купить тур у любого. А вот у кого купила, говорить отказалась, сказала, что это коммерческая тайна! Клиентка от путевки отказалась и попросила вернуть деньги.
А родственники этой клиентки (они все вместе собирались на юг) так и вовсе на скандал нарвались — деньги им сначала обещали вернуть, а потом отказались, потому что они “обратились в милицию, оклеветали и доставили много забот” Абакумовой и ее супругу.
Кстати, судя по материалам дела, никаких туров этим клиентам Абакумова так и не забронировала. А не возвращать деньги по причине “глубокой обиды” — это, похоже, фирменный стиль Нелли Модестовны. Впрочем, таких стилей, как нам уже объяснила старший помощник прокурора, у Абакумовой было много, некоторые из них она виртуозно сочетала.
Двум семьям пришлось испытать на себе почти все. Для них Нелли Модестовна “забронировала” номера в пансионате. Люди приехали на юг и узнали, что деньги не поступили и бронь сняли, а на одного человека из компании брони вообще не было. По телефону Абакумова пояснила, что деньги есть, но в банке, вот только счета арестованы. Потом были другие отговорки, но главное — Нелли Модестовна обещала деньги вернуть. Люди сами устроились в пансионат, продолжали звонить Нелли Модестовне, а когда приехали домой, написали заявление на ее имя с просьбой вернуть деньги. В ответ — тишина, и только по телефону Абакумова обвинила их в том, что они занимаются “клеветой и доносом”.
Причин, почему люди не попадали туда, куда хотели, в деле действительно очень много. И если одним клиентам Абакумовой “везло” и они не успевали куда-либо уехать, то другие оказывались в довольно сложных ситуациях уже на середине пути.
К примеру, семейная пара заранее оговорила отель, в котором хотела бы отдохнуть, причем вопрос этот был для них принципиальным. Приехали в московский аэропорт, но там их никто не ждал. Позвонили Нелли Модестовне, которая сказала, что вылет откладывается на сутки и отдыхать они будут в другом отеле, мол, его туроператор поменял. Глава семьи отправился в офис туроператора, где узнал, что там никто на них ничего не бронировал. Недоумениями он тут же по телефону поделился с Абакумовой, на что та, по его словам, ответила: “Это ваши проблемы, сами разбирайтесь”. Кстати, им Абакумова тур купила, но только ровно в тот день, когда клиенты стояли в московском аэропорту, и намного дешевле, чем они заплатили ей.
Еще один клиент узнал о “переносе” рейса в то время, как ехал в московский аэропорт, а когда позвонил туроператору узнать причину, выяснил, что тура на его имя нет и никогда не было.
Противоречивая жалоба
Все потерпевшие по третьему делу обращались в суд с гражданскими исками, и всем им Абакумова по решению суда должна вернуть деньги, но…
Гражданские иски по предыдущим делам тоже были удовлетворены в судах, да вот только, по данным судебных приставов-исполнителей, взять с магазина горящих путевок было нечего — имущества в его собственности нет. А, судя по материалам дела, ООО “Лазурин” и “Лазурит” и вовсе фирмы виртуальные, на счетах денег нет. Должны эти фирмы своим клиентам и государству (госпошлины по гражданским искам) около 600 тысяч рублей. Да и сама Нелли Модестовна людям задолжала — в службе судебных приставов с 2009 года в отношении нее есть исполнительные производства на сумму почти 600 тысяч рублей. К этому долгу после третьего приговора присоединилась еще одна сумма — почти 143 тысячи рублей.
Как и когда будет возвращать деньги Нелли Модестовна — неизвестно. Ведь третий суд для нее закончился не условным наказанием, а пятью с половиной годами лишения свободы в колонии общего режима. Прямо в суде подсудимую взяли под стражу.
Приговор Апатитского суда ее не устроил, она его обжаловала — до сих пор отрицает вину, потому что уверена: ее действия подпадают под гражданско-правовую ответственность, а не под уголовную. Но вместе с тем в жалобе Нелли Модестовна указывает на то, что Апатитский суд не учел всех смягчающих обстоятельств и неверно назначил вид исправительного учреждения. Областной суд доводы Абакумовой не принял и приговор не изменил, с того момента приговор вступил в законную силу.