Год назад мы написали историю Екатерины, которая стала жертвой компьютерного преступления. На днях женщина пришла в редакцию с благодарностями и рассказом о возвращенных деньгах.
Уже история
3 ноября 2011 года Екатерина зашла на страницу “Сбербанк Онл@йн”. После ввода пароля и идентификационного номера перешла на следующую страницу, где ей предложили зарегистрировать “мобильный банк”. Для этого необходимо было указать номер мобильного телефона, и, хотя раньше таких предложений на странице не было, Екатерину просьба не смутила, говорит, “Сбербанк” часто не сообщал клиентам о нововведениях. Затем женщина увидела на экране сообщение о техническом сбое, перезагрузила компьютер, потом еще раз, но на свою страницу не попала и решила зайти на сайт чуть позже. Но не тут-то было — ей позвонили из “банка” и сообщили о проведенной ошибочной операции, которую надо срочно отменить, а для этого… Ну, а дальше произошла уже довольно известная ситуация: Екатерина получала sms с инструкциями и выполняла их.
В это же время женщина созванивалась с заведующей сберкассой, в которой ее уговорили подключиться к “Сбербанк Онл@йн”, рассказывая о безопасности системы. Ни о каком сбое заведующая не знала, пообещала выяснить, но через некоторое время предположила, что Екатерина стала жертвой мошенников. Екатерина проверила свой счет и обнаружила — с него исчезли 329 тысяч рублей.
Екатерина сразу же обратилась в полицию, в Сбербанк и в редакцию. Причем в “ДД” она пришла не столько пожаловаться, сколько предупредить людей и посоветоваться с читателями — вдруг кто-то знает, как действовать дальше. Ответов на статью было много, но, к сожалению, не с советами.
— Кто-то сочувствовал, но многие как-то недобро писали, что сама виновата, — рассказывает сейчас Екатерина. — И никто не верил, что деньги можно вернуть.
Опыт — сын ошибок…
Прошел год, и Екатерине можно смело вручать дипломы юриста, экономиста и свидетельство “уверенного пользователя ПК”.
— Все, что ни делается, к лучшему, — говорит женщина. — Я после вашей публикации продолжала везде писать. Отказали в возбуждении уголовного дела в полиции — я в прокуратуру обратилась. Там отписались — в областную написала. Еще в Роспотребнадзор, Следственный комитет и, конечно, общалась с сотрудниками банка — мы с ними уже почти породнились. Ну, а, кроме того, сама штудировала законы, нашла в соцсетях группу, которая объединила людей, пострадавших от кибермошенников. Вот ее участники очень помогли! Давали грамотные советы, ссылки нужные. Кстати, именно там я узнала, что в некоторых городах суды в подобных случаях встают на сторону потребителя.
Помогали мне и коллеги мужа: руководитель, юристы, программисты и другие сотрудники ЦЭС “Колэнерго” — за это им огромное спасибо.
В мае из Сбербанка Екатерине сообщили, что ей вернут деньги!
И вот как этот возврат объяснили специалисты группы маркетинга Мурманского отделения №8627 ОАО “Сбербанк России”:
“По всем подобным обращениям клиентов Сбербанка проводится расследование в соответствии с правилами международных платежных систем. В случае, если будет установлена непричастность клиента к проведению несанкционированной операции, денежные средства будут зачислены банком на счет карты клиента”.
То есть все проверки, которые провели в Сбербанке, доказали, что Екатерина в пропаже своих денег не виновата, и поэтому ей их вернули.
— Считаю, что главного я все же не добилась. Не смогла, что называется, повернуть к народу прокуратуру, правоохранительные и надзорные органы. Да и полную безопасность банк своим клиентам обеспечить пока не может. На мой взгляд, неправильно, что ответственность за сохранность сбережений несут люди, а не банк.
— Вы можете что-то посоветовать тем, кто пользуется дистанционными банковскими возможностями?
— Внимательно читайте договор, который вам предлагают заключить в банке, и, подписывая его, обязательно отмечайте, с каким пунктом не согласны. Очень осторожно подходите к дистанционному обслуживанию. Не спорю — это удобно, но насколько безопасно? Может, лучше до банка дойти? И если вы оплачиваете какие-либо услуги при помощи “Сбербанк Онл@йн”, то заведите для таких платежей отдельную карту, на которой будет находиться небольшая сумма, а для хранения сбережений — другую, номер которой (оговорите это условие в банке) ни в коем случае не будет высвечиваться на вашей страничке.
К счастью именно несчастье помогло в мои пятьдесят пять лет встретиться с очень хорошими и по истине благородными людьми. За что очень благодарна вселенной!!! Благодарна и тем порядочным людям, которые только в мыслях поддержали меня в очень тяжелые минуты испытания .
Особое спасибо сотрудникам газеты — именно они дали мне уверенности, что с этим злом надо бороться и не опускать руки.