41 коллектив из разных городов Мурманской области — около тысячи танцоров — выступал на сцене городского Дворца культуры. Впервые за трехлетнюю историю областного фестиваля “Северная жемчужина” в нем принял участие ансамбль “Заполярье”. В итоге — два диплома первой степени и Гран-при фестиваля.
Вердикт жюри
Фаворитом фестиваля коллектив стал не случайно. Как отметила председатель жюри балетмейстер из Санкт-Петербурга Наталья Нилова, после выступлений и открытого урока Людмилы Никановой, хореографа “Заполярья”, ей “не хотелось ничего писать, отмечать, хотелось просто смотреть и наслаждаться творчеством коллектива”.
— Движениям можно и слона научить, — сказала она, — а танцуют единицы. Вы танцуете нутром. Кроме вас, на фестивале никто так не танцевал. Ни у кого не было такого взаимопонимания, единения с партнером! Большое спасибо педагогу за хорошую школу, грамотные постановки — просто душу порадовали!
— Люду так хвалили, так хвалили, — сказала на гала-концерте ее коллега Елена Береснева.
Хвалить коллектив и педагога действительно было за что. У зрителей мурашки по коже бежали от их “Барыни”, а некоторые еле сдерживали слезы во время танца “Журавли”. И дело тут не только в отточенных движениях и отличной технике солистки Анны Хеймо, которая перед каждым выступлением морально настраивается на танец, “входит” в образ скорбящей матери.
На самом деле на фестивале у Людмилы Никановой были все шансы стать лучшим балетмейстером этого года. Об этом говорили ей коллеги и члены профессионального жюри из Санкт-Петербурга и Мурманска, но она не подала документы на конкурс. Постеснялась. Хотя не раз слышала от художественного руководителя “Заполярья” Сергея Семерихина, что она — находка для коллектива. Ведь благодаря мастерству и опыту, а Людмила Никанова больше двадцати лет руководила чупинским ансамблем народного танца “Слюдяночка”, ей удалось за шесть лет возродить танцевальную группу апатитского коллектива, сделать ее сильнейшей в Мурманской области.
— Да что я, это ребята молодцы, — опять скромничает Людмила Анатольевна. — Им спасибо, что приходят три раза в неделю на трехчасовые репетиции. Супругам и их близким спасибо, что отпускают.
Это коллектив!
Взрослая танцевальная группа “Заполярья” — двадцать человек. Возраст — от 15 до 46 лет. Это школьники, студенты, педагоги, программисты, научные работники. Есть те, кто в коллективе больше 20 лет. А есть та, которая здесь всего три месяца.
Катя Алексеева приехала из Белгородской области. На занятия приходит потому, что, по ее словам, “просит душа и это хорошая физическая нагрузка”. Она еще не занята в танцевальных постановках коллектива (а их восемнадцать). Девушка только разучивает “Солдатскую пляску”. На репетиции она очень сосредоточенна — старается повторить то, что уже мастерски делает Марина.
…Марина Кундозерова в “Заполярье” с 1985 года. Она даже на репетиции, как на сцене — подтянута, улыбчива. Ее дочь Катя тоже занималась здесь, а сейчас заканчивает Петрозаводский культурный колледж по специальности “хореограф”.
Катя — не единственный танцующий ребенок в коллективе. Десятиклассник Стас Савось танцует в паре с мамой Ларисой. Несмотря на то, что он в коллективе третий год, с “Заполярьем” знаком давно — мама привозила его в коляске на репетиции. Стас раньше занимался бальными танцами, но предпочел им народные. Говорит, коллектив очень понравился.
…Чувство коллектива “затянуло” в “Заполярье” и студента, будущего юриста Сашу Кондратьева. После десяти лет в бальных танцах он решил подучить классическую технику — пришел на занятия к Людмиле Никановой. И остался. В группе очень ценят эмоциональность и артистизм парня.
…Самый молодой участник танцевальной группы и один из самых высоких — восьмиклассник Дан Ермоленко. Он считает, что на репетициях его душа отдыхает, а сами танцы — лучший рецепт счастья. С молодым человеком согласна и Светлана Елисеева. После пяти лет занятий в хоровой группе “Заполярья” она перешла в танцевальную. И дочку за собой привела, чтобы на примере показать: танцы могут стать любимым делом.
Дочка, десятиклассница Маша, тоже теперь танцует здесь…
Громкие дроби
Репетиции “Заполярья” 43 года проходят под живой аккомпанемент. С баяном в руках — худрук Сергей Семерихин.
— Спинка ровная, носы тянем, — напоминает Людмила Никанова своим воспитанникам у станка. — Так, батман тандю в грузинском стиле, пожалуйста. Спасибо. Теперь гранд батман, батман тандю жете. Спасибо. Прибалтика. Маленькие броски…
Дальше звучит хава-нагила, цыганские мотивы. Все это, по словам Людмилы Анатольевны, важно: настоящие танцоры должны знать особенности национальных культур. После станка пошли “веревочка”, “моталочка”, “трещеточка” и “дроби”. Грохот во Дворце культуры стоит такой, что, кажется, штукатурка с потолка рухнет.
Впрочем, она и так сыплется — многолетний ремонт кровли результата не дал, крыша по-прежнему течет. Да и с вентиляцией в балетном класса проблемы — ее забили каким-то строительным мусором во время ремонта, да так и не починили…
“Дроби” бьют в две линии. У девушек шпильки из причесок летят, с молодых людей пот льет в три ручья. Полотенцами обтерлись, пол водой из лейки полили, чтобы не скользил, и дальше “дробить”. Бодро так, зажигательно. Лица у всех веселые.
Стоим мы с коллегой и думаем: какие ж они счастливые! Ведь не лень Ане Хеймо, логопеду из детского сада, после работы идти во Дворец культуры и бить эти “дроби”. Саше — после университетских занятий, Стасу и Дану — после школьных уроков. Нет ведь, не лень.
И пусть сценическим костюмам единственного в области коллектива песни и танца сорок лет, и пусть дышать в балетном классе нечем, им не лень приходить сюда три вечера в неделю, а то и четыре, когда разучивают новую постановку. Они любят танец, свой коллектив и очень рады победам. Если вы хотите разделить эти чувства — приходите, в “Заполярье” рады новичкам!