Если человек чего-то хочет, то он обязательно это получит. Пять лет я мечтал побывать на концерте группы “Rammstein” в России. Свершилось!
Больше чем полгода я ждал концерт, с самого момента приобретения билетов. Кстати, билеты были в самый перспективный сектор концертного зала — в фан-зону.
Я знал, что будет очень много желающих прикоснуться к легенде (ведь эта группа заставила миллионы людей во всем мире изучать немецкий язык), и выехал за два часа. Вагоны метро были переполнены уже на станции пересадки и весь путь только наполнялись пассажирами. На станции “Парк Победы” сотни человек вывалили на улицу.
Внешний вид публики соответствовал мероприятию: берцы, металлические цепи и черный цвет преобладали. На всем пути от метро “Парк Победы” до самого СКК стояли “КамАЗы” ОМОН с бойцами вокруг них.
Вот нас запускают в зал. Давка. Все, у кого билеты в фан-зону, хотят занять места поближе к сцене. Мне повезло, я оказался в первых рядах около сцены.
Ровно в восемь вечера погас свет. На сцене — темные силуэты. Это группа разогрева: шведская “Dethstars”, играющая в стиле black metall.
“Dethstars” отыграли, начался получасовой перерыв. За кулисами идет последняя настройка и проверка оборудования. Кто-то из персонала “Раммштайна” пытался веселить зрителей, из-за кулис раздается: “Хотите послушать, как звучат ударные?”, и отбивает простенький ритм, или “А вот так звучит “бас Оливера”, и бабахает партию на бас-гитаре. Все предвкушают шоу.
И вот — начало! По задумке “Раммштайна” на зрительный зал должен был опуститься мост, по которому участники группы должны проследовать над головами восторженных фанатов к сцене, но случился форс-мажор. Не дойдя метра до нужного уровня, мост остановился. Я увидел, что возле центрального входа стоят музыканты “Раммштайна” и беспомощно смотрят на эту картину. Но заминка превратилась в удачу для фанатов: тысячи людей увидели группу в метре от себя.
“Раммштайн” двинулись сквозь многотысячную толпу фанатов, их трогали, пытались ухватить за руки, и если бы не охрана, то до сцены они не дошли бы — их просто разобрали бы на сувениры.
И вот, пройдя зигзагом через весь зал, на сцене появился бас-гитарист Оливер Райдел, держа перед собой факел. За ним — другие участники группы несут флаг РФ и флаг “Раммштайна”. Все напоминает какой-то древний магический ритуал.
Участники группы выстраиваются в шеренгу и стоят, склонив голову, по лицу солиста видно, что с техниками будет серьезный разговор по поводу моста. В это время Оливер подходит к кольцу и зажигает что-то типа олимпийского огня, гаснет свет, освещен лишь солист Тиль Ландеманн. Лицо его сурово, а сам он выглядит, будто только что вылез из бетономешалки. Но это лишь прелюдия. Как только он начинает свое “Айн, цвай, драй… найн, аус” и раздаются первые аккорды, он меняет свой облик и преображается в древнего германского Бога музыки, повелителя огня и ужаса. Так началась песня “Sonne”.
Толпа взорвалась, фанаты вскинули руки. Задние ряды поперли вперед. Передние, как триста спартанцев, теснят от узкого участка сцены тысячи людей, желающих поближе увидеть любимую группу. Песня продолжается, и на припеве на сцене вырываются мощные языки пламени, обдавая жаром первые ряды. Огонь жег в прямом и переносном смысле. Под конец песни я взглянул на лица Тиля и Пауля (ритм-гитарист): они выражали усталость, измученность… Как же они дальше выдержат весь концерт, ведь это только начало.
Но группа ожила. Пауль улыбается, Тиль попивает минералку и поливает ею толпу. “Раммштайн” играет одну композицию за другой, огонь и взрывы — в изобилии. Для каждой песни свой визуальный сюжет и эффекты. Под “Sensucht” Тиль так вошел в раж, что разбил себе в кровь лоб и локоть.
Кстати, билеты на концерт были не из дешевых, например, билет в фан-зону стоил 3850 рублей. Но, по моим ощущениям, он окупился после 45 секунд первой песни, а дальше пошла сплошная прибыль. Под “Du hast” песню вместо Тиля пел зал, такого единого порыва я еще не встречал, вся многотысячная толпа абсолютно синхронно кричала “Ты достал меня”, Тиль лишь только подхватил на припеве. Дальше была песня “Акула” из их последнего альбома “LIFAD” с одним из старых трюков: запуск члена группы в резиновой лодке по рукам. В этот раз, как и почти всегда, доля “мореплавателя” выпала клавишнику.
Я ожидал подвоха с самого начала. В Питере с лодкой всегда что-то случается. В 2001 году клавишника не удержали, и он “утонул” в толпе фанатов. На следующем туре “плавал” бас-гитарист, и один ушлый фанат смог залезть к нему в лодку… В этот раз нормально лодка “проплыла” всего минуту. Бедный Flake (клавишник “Rammstein”) пытался указать, что хочет плыть в одну сторону, но лодка оставалась практически на месте, никто не хотел отпускать такую ценность. И тут… один из фанатов влез в лодку. Flake сделал вид, что не замечает его. А мне стало стыдно за соотечественника — он стал обнимать музыканта, тыкать своим телефоном в лицо, пытаясь с ним сфотографироваться. На сцене появилась охрана. В это время орда фанатов наклонила лодку, и фанат упал в толпу, а клавишник повис на руках: с одной стороны его тянут вниз фанаты, с другой — фронтмены на сцену. Победили вторые, клавишник вернулся к своим синтезаторам.
Потом в центре зала зажегся свет и на сцене появился силуэт Рихарда Круспе (соло-гитариста), который начал играть скандальную “Buck dich”. Пару минут спустя, вновь пройдя через толпу, к нему присоединились остальные участники группы. На маленькой сцене в центре зала они сыграли три песни: “Buck dich”, “Mann gegen mann”, “Ohne dich”.
Закончив, музыканты вышли на большую сцену и со всеми попрощались. Но у “Rammstein” были козыри в рукаве, а именно — парочка запланированных “бисов”. Сцена ярко и красиво осветилась, и началась песня “Америка”. Под конец посыпался дождь из разноцветных блесток, дальше — еще пара песен, и опять музыканты говорят “ауф видерзейн”. Эмоции на пределе, но вот Пауль Ландерс вместе с Рихардом Круспе насвистывают в микрофон. В облаке дыма появляется Тиль с гигантскими сложенными ангельскими крыльями за спиной. Началась песня “Ангел”. По ходу песни крылья раскрывались, извергали адское пламя, взрывались…
Последней песней была “Pussy”. музыканты вышли прощаться. Гитаристы бросили в толпу свои медиаторы, спустился Кристоф Шнайдер (ударник), кинул одну из своих палочек в правый сектор фан-зоны. Вся группа вышла на сцену, поклонилась. Тиль произнес:
— Спасибо, спасибо, спасибо большое! Данке шон!
…Когда я уже был дома и немножко пришел в себя, появилось странное чувство: как будто совсем недавно я увидел старых добрых друзей, пара часов пролетела с ними молниеносно, и после этого осталась опустошенность. Когда мы увидимся в следующий раз? Надеюсь, “Rammstein” не заставят себя долго ждать, запишут новый альбом и вернутся с новым туром!