Дмитрий Юдин и Максим Михайлов — с виду обычные двадцатилетние пацаны: скромные, немногословные, слегка стеснительные.
Но эти кировские ребята — члены национальной сборной России по фристайлу, профессионалы самого высокого уровня, в этом сезоне успешно выступающие на разных этапах Кубка мира.
Держаться на уровне
Один из спортсменов, Сергей Шимбуев, сейчас в Швеции готовится к финалу Кубка мира, который 18 марта пройдет во Франции. Затем он будет участвовать в первенстве мира среди юниоров в Италии. Сейчас ему двадцать лет, это крайний срок для юниорского возраста. А впереди еще Олимпиада в Сочи, Сергей — олимпийская надежда России в своих дисциплинах.
— Этот сезон выдался насыщенный. Подготовительный период проходил в составе национальной команды, — рассказывает Дмитрий Юдин, мастер спорта международного класса по фристайлу. — Объездили, можно сказать, весь мир, прошли отбор на Кубок мира, тренировались и выступали в Канаде, Чили, Австралии и других странах. В Финляндии я занял первое место в основном составе и понял, что выступать среди лучших очень нелегко.
Буквально несколько дней назад мы были в Сочи на тестовых соревнованиях, показали мы себя там хорошо. Спортивные объекты для наших дисциплин уже полностью готовы и сделаны на высоком уровне. Там я стал вторым среди российских фристайлистов.
Каждая новая страна, новый трамплин, трасса, климат, погодные условия требуют от спортсмена адаптации, везде все разное, привыкать трудно. Вот мы сейчас дома, а тренировки не прекращаются. Наши тренеры каждый день по Интернету присылают планы тренировок, и мы стараемся. Самое сложное сегодня — удержаться на высоком уровне, который диктуют мировые лидеры фристайла.
За шоколадку — по шее
Максим Михайлов занимается фристайлом шесть лет, до этого был горнолыжником. Однажды съездил в спортивный лагерь с тренером Николаем Шимбуевым и перешел во фристайл.
— Так же, как Дмитрий и Сергей, я участвовал в отборочных соревнованиях Кубка мира, в составе национальной сборной побывал в разных странах, — рассказывает Максим Михайлов, мастер спорта по фристайлу. — Все шло замечательно, но в Финляндии на контрольной тренировке я упал и серьезно подвернул ногу. По решению руководства Федерации фристайла мне сделали операцию в Финляндии, затем отправили в Москву на реабилитацию, и сейчас я уверенно хожу и даже занимаюсь в Кировске в тренажерных залах и бассейне. В большой спорт планирую вернуться в середине апреля.
У каждого члена команды есть индивидуальная книжка с ежедневным графиком тренировок на год вперед. Тренировки очень суровые, многочасовые. В день их минимум три: разминка в зале, растяжки, акробатика, работа на склоне (трамплины, трасса), на мягком снегу, на жестком — расслабляться некогда. Кроме того, у каждого диета, без сладкого. За шоколадку можно получить по шее, за пирожное — два часа тренировки на велосипеде, а если попался в лифте, будешь долго бегать по лестницам…
В Сочи ребятам удавалось отдыхать, только когда они ехали в автобусе на тренировку, если застревали в пробке — спали. Часто разрыв между тренировками — менее часа, а потому даже плотно поесть некогда.
Любой сбой в жестком графике грозит снижением спортивного уровня. Ребята на трамплинах сейчас делают те же прыжки, что и лидеры мирового фристайла, по сложности никому не уступают: сальто винт и афаксис на 720 градусов. А вот над чистотой исполнения еще нужно потрудиться. И есть на кого равняться — канадец Майкл Кингсбери идет с двойным отрывом от соперников в общем зачете Кубка мира, прыжки делает идеально и практически недосягаем. Хотя однажды россиянин Сергей Волков его все же обошел. Значит, и у других такой шанс есть.
Не потерять бы
Николай Шимбуев, старший тренер национальной команды России по фристайлу, рассказал:
— В Кировске фристайл существует, скорее, вопреки, чем благодаря, потому что мы сейчас не имеем тех возможностей, которые были еще несколько лет назад. Дмитрий, Сергей и Максим так хорошо подготовлены только потому, что национальная команда вывозит их на сборы в другие регионы и за границу. Нужно реабилитировать старую школу, а лучше построить новую. Построить хорошие спортивные сооружения с оборудованными залами, ведь для фристайлистов нужен и гимнастический зал для акробатической подготовки, этого сегодня в Кировске нет.
Пока в Мурманской области есть спортсмены такого уровня, нужно успеть возродить школу фристайла, причем не только в Кировске, но и в Мончегорске, и в Полярных Зорях, где материальная база имеется. Кроме того, у нас хороший снег, он рано выпадает и поздно тает. Такого в России нет почти нигде.
Фристайл — это не только могул и акробатика, но и ски-кросс (слалом-гигант с небольшими препятствиями), и хаф-пайп (“половина трубы” — полукруглый ров), в этой дисциплине местные спортсмены Павел Набоков и Даниил Калачев сегодня лидеры. Кировску можно равняться на город Чусовой в Пермском крае, где ведущий вид спорта — фристайл и все трассы и трамплины соответствуют международным стандартам. У нас можно сделать то же самое и еще лучше. О Кировске всегда говорили, что это город большого горнолыжного спорта, но нам нужно хотя бы не потерять то, что имеем.
«Николай Шимбуев, старший тренер национальной команды России по фристайлу, рассказал:
— В Кировске фристайл существует, скорее, вопреки, чем благодаря, потому что мы сейчас не имеем тех возможностей, которые были еще несколько лет назад.»
Оптимизация? Модернизация?